Мощность ИркАЗа приросла пятой серией

Пятая серия Иркутского алюминиевого завода (ИркАЗ входит в структуру ОК «РУСАЛ») вышла на проектную мощность, с момента запуска первых электролизеров в декабре 2007 года в двух новых цехах предприятия произведено около 220 тыс. тонн алюминия. Об этом на пресс-конференции сообщил генеральный директор ИркАЗа Игорь Гринберг.

Он также рассказал, какие существуют пути в вопросах дальнейшей модернизации завода, и какие из них наиболее приемлемы в сложившихся экономических реалиях.

Дальнейшая модернизация ИркАЗа, введенного в эксплуатацию в 1962 году, по словам Игоря Гринберга, может происходить двумя способами. Он отметил, что строительство пятой серии это не только дополнительные мощности, но еще и внедрение современной технологии производства алюминия – обожженных анодов. Соответственно именно строительство новых мощностей может расцениваться и как модернизация производств. Второй вариант – усовершенствование действующей технологии Содерберга. Как сообщил Игорь Гринберг, именно такой путь в вопросах модернизации своих заводов выбрала Норвегия.

– Норвежцы заявили, что усовершенствование Содерберга – это и дешевле, чем переводить заводы на новую технологию обожженных анодов, и можно достичь тех же результатов, – говорит гендиректор ИркАЗа. – Но они, конечно, несколько лукавят. Да, норвежцы сделали очень многое, работая в этом направлении, но усовершенствовать Содерберг до таких показателей, каких можно достичь на основе новой технологии, нельзя.

По мнению Игоря Гринберга, дальнейшая модернизация алюминиевых заводов, в том числе и ИркАЗа, будет напрямую связана с финансовыми возможностями.

– Будут деньги – естественно, надо строить новые производства, – уверен он. – Нет – надо модернизировать уже имеющиеся мощности и хотя бы таким образом улучшать результаты. У старой технологии еще есть резервы, чтобы достичь более высоких  технико-экономических показателей и снизить объемы выбросов вредных веществ. И как показывает практика Красноярского алюминиевого завода, где такая модернизация проведена, это направление правильное. И оно более дешевое. Строительство пятой серии нам обошлось более чем в 600 миллионов долларов. Причем это в ценах прошлых лет. Сейчас такое строительство будет стоить еще дороже. Да, вопрос дальнейшего строительства на площадке ИркАЗа несколько лет назад прорабатывался, но решения так и нет.

С 1 января 2010 года на заводе остановлена вторая серия, самая старая, запущенная еще в 1962 году. В ее корпусах стоят электролизеры 130 кА.

– Когда ситуация на рынке металла была очень сложная, компания приняла решение сократить производство, – уточняет Игорь Гринберг. – Мы поставили вторую очередь на консервацию, но решения о возобновлении ее работы пока нет. Перед запуском будем проводить экспертизу. Мощность второй серии порядка 44 тыс. тонн.

Запуск в эксплуатацию пятой серии ИркАЗа начался в декабре 2007 года и происходил поэтапно. Последние 46 электролизеров были введены в строй в апреле 2010 года, а вся серия вышла на проектные показатели – 166 тыс. тонн алюминия в год. С ее вводом общая мощность завода увеличилась до 465 тыс. тонн. Пятая серия представляет собой целый комплекс зданий и сооружений, отдельных производств. Основные из них – два производственных корпуса, в которых установлено 200 электролизеров мощностью 300 кА, блок сухой газоочистки, кремнепреобразовательная подстанция, отделение монтажа и демонтажа анодов, литейное отделение. Кроме того, компрессорные станции, склад глинозема, системы энергоснабжения.

– Электролизеры разрабатывали ученые Всероссийского алюминиево-магниевого института. И по своим характеристикам они не уступают лучшим мировым образцам, – говорит Игорь Гринберг. – Производительность 2,2 тонны металла в сутки, практически в два раза больше, чем у оборудования технологии Содерберг. Кроме того, эти электролизеры изготовлены таким образом, что в дальнейшем их сила тока может быть увеличена до 330 кА, соответственно, можно будет говорить и об увеличении производительности.

В настоящее время продолжаются работы на строительстве второго корпуса литейного отделения. Первый, мощностью 165 тыс. тонн, был введен в эксплуатацию в сентябре прошлого года. В комплекс первой линии входит два поворотных миксера, литейное оборудование, робот-укладчик, упаковочная машина.

– Продолжительность процесса от разливки металла до его упаковки на новом оборудовании занимает всего 10 минут, – говорит исполняющий обязанности директора по литейному производству ИркАЗа Алексей Рагозин. – Продукция сразу готова к отгрузке, потому что температура металла составляет всего 40 градусов, при том, что при разливе – 700 градусов. В старых литейных цехах алюминиевые чушки перед отгрузкой охлаждаются в течение суток. Новая технология включает в себя водяную систему охлаждения. Кроме того, здесь совершенно другие показатели производительности. Сейчас каждый час выпускается 25 тонн металла (проектная мощность – 27 тонн), на старом оборудовании – только пять тонн.

Второй корпус литейного отделения планируется ввести в эксплуатацию в октябре 2010 года. В частности, на его мощностях будут производить нестандартные чушки весом 10 кг, сделанные специально по заказу японских партнеров.

Справка

Примерно 20% алюминия, произведенного на мощностях ИркАЗа, продается на российском рынке, остальной объем поставляется в зарубежные страны. География поставок очень широкая, в списке потребителей – 16 стран мира.