Постоянная поддержка временному дому
Сотрудники СКП помогают детям из Харатского приюта
Детей, живущих в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» села Харат Эхирит-Булагатского района совсем недавно забрали из семей. Наверное, поэтому, исполняя песню о маме, они все еще еле сдерживают слезы.
Отсюда – из своего рода пересыльного пункта – к родителям, пообещавшим органам опеки взяться за ум, вернутся только единицы. Большинство ребят ожидает путь в детдома, а для некоторых воспитанников на долгие месяцы, а то и годы харатское учреждение станет родным.
Сделать его уютным – задача непростая. Деревянный барак был построен в 70-е годы прошлого века. В комнатах не хватает мебели, детям нужны книги и игрушки. Поэтому помощь, которую центру начали оказывать год назад сотрудники следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Иркутской области, здесь очень ценят. И дело не только в компьютерах, велосипедах и других подарках к праздникам, а в том, что шефскую работу комитет ведет постоянно и при этом привлекает для оказания помощи сиротам другие ведомства. Накануне Дня защиты детей вместе с представителями областного СКП в Харате побывали и наши корреспонденты.
В деревянном двухэтажном бараке с низкими потолками даже в жару прохладно, на табуретках, расставленных в актовом зале по случаю приезда гостей, лежат самотканые круглые половички. Так получилось, что из всех административных зданий в Харате к центральному отоплению не подключен только социально-реабилитационный центр, хотя труба обрывается в нескольких метрах от учреждения. Раньше здесь размещалось общежитие временного проживания для сезонных рабочих, которые приезжали в село из города для оказания помощи местному совхозу. Первый заместитель руководителя СУ СКП по Иркутской области Владимир Букин, приезжая в гости к детям, вспоминает, как, будучи студентом университета, он жил в этом здании во время сельскохозяйственных работ. Но совхоз развалился, а его помещения со временем понадобились совсем для других нужд.
– Нашему центру пять лет. У нас на данный момент находится 53 ребенка из Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов. Много ребятишек из бурятских семей, хотя раньше буряты своих детей не бросали. Сейчас, наверное, жизнь такая. В связи с тем, что в деревнях совхозы прекратили существование, многие потеряли работу. Трудно ребенка содержать, есть те, кто не выдерживает и спивается. Есть родители, которые привозят к нам детей на время решения трудной жизненной ситуацией. Правда, в прошлом году из 72 ребят, прошедших в центре реабилитацию, родители забрали домой только семерых, – рассказывает Светлана Сыроватская, директор «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» села Харат.
16-летняя Оля Алсаткина тоже надеялась, что ее пьющие родители возьмутся за ум. Им давали шанс начать все с нуля, ведь у супругов семеро детей. Но жители поселка Усть-Ордынский с привычным образом жизни расставаться не захотели. Почти весь заработок вместе с женой они тратили на выпивку. Детей органы опеки были вынуждены забрать из семьи: шестеро братьев и сестер опять оказались в харатском центре, а самая младшая девочка сейчас находится в доме ребенка.
– Я говорила матери, чтоб она не пила. Но она отвечает: «Доча, я не могу бросить». Они уехали из Усть-Орды в какую-то деревню. 14 мая у меня был день рождения. Я ждала маму и папу до самой ночи, но они так и не приехали, хотя обещали. И к сестре тоже не приезжали. Наверное, по-доброму с ними говорить я уже не смогу. Хотя очень по ним скучаю, целыми днями думаю, как они, что будет дальше, – вздыхает Ольга.
Она не знает, как сложится ее жизнь, сейчас надеется, что сможет выучиться на повара или парикмахера. Очень часто дети, возвращаясь в семьи, со временем повторяют родительский сценарий. А пока воспитанница социально-реабилитационного центра присматривает за младшими братьями и сестрами, занимается в кружке рукоделия и рисования.
На концерте, который дети приготовили для гостей, Оля Алсаткина пела военную песню с известными словами: «бери шинель, пошли домой». После выступления девушка расплакалась, так же как и другая воспитанница, посвятившая выступление маме. Зрители тоже прятали покрасневшие глаза. «Как так получается, что после войны в детдомах было меньше ребятишек, чем сейчас, в мирное время», – повторяли взрослые.
Для гостей провели экскурсию. Сотрудников Следственного комитета порадовал компьютерный класс, который они помогли открыть в этом центре. Ребята здесь играют и готовятся к урокам информатики. Кстати, в прошлом году шефы приобрели для 35 харатских школьников канцелярские товары и наборы учебников.
Три новых компьютера следователи привезли и в этот раз. Подарков было много: электробойлер, утюги, сладости, мячи, ракетки и другой спортивный инвентарь.
– Мы всегда предварительно спрашиваем у работников учреждения, в чем конкретно оно нуждается. Бытовая техника, обувь, одежда, игрушки – то, что нужно в текущий момент. В прошлом году мы приобрели холодильник для медкабинета и обогреватели, которые пригодились этой холодной зимой, – говорит Владимир Букин. – Скоро в Харате появится спортивная площадка, мы хотим построить для центра новую баню.
Под контролем руководителя находится вопрос и с подключением здания учреждения к отоплению. Смета работ уже составлена. Радует, что к сотрудникам Следственного комитета подключились сотрудники других ведомств. Так, в одной из колоний ГУФСИН начали изготавливать для социально-реабилитационного центра деревянные кровати, старые железные койки трудно назвать удобными. А одна из иркутских фирм готова установить в здании новые пластиковые окна. Такая, не разовая, а постоянная поддержка учреждения, по мнению воспитателей, может стать примером шефской помощи.
– Сейчас эти дети находятся в таком трудном положении, что нам иногда кажется: наша помощь – это капля в море. Поэтому мы будем стараться ее увеличивать, – считает руководитель отдела по приему граждан и документационному обеспечению СУ СКП по Иркутской области Лариса Шмелева.
Пока иркутяне собирались в обратную дорогу, ребятишки побежали на речку. Ведь в том, что учреждение находится вдали от города, есть и плюсы – свежий деревенский воздух, просторы, а главное – ощущение, что нерадивые, пьющие, но все равно любимые родители где-то недалеко. А значит, можно согревать в сердце надежду, что они вспомнят о своих детях.