Если твой холст – стена
Нужны ли Иркутску художники-монументалисты?
Насколько красивее и ярче стал бы старинный Иркутск, если бы на его улицах, стенах домов, в фойе общественных зданий были воплощены разноцветные мозаики, изысканные витражи заменили бы простые стекла, а в скверах появились красочные садово-парковые скульптуры.
Такие мысли приходят, когда смотришь на произведения студентов кафедры монументально-декоративной живописи Иркутского государственного технического университета. На прошлой неделе шесть выпускников народного художника РФ профессора Виталия Смагина защитили дипломные работы. Теперь их можно увидеть на выставке «Город + дизайн. Навстречу юбилею» в Сибэкспоцентре, ведь все они посвящены 350-летию Иркутска.
Разглядывая проекты оригинальных произведений монументального искусства, выполненные пусть и молодыми, но профессиональными специалистами действительно есть от чего размечтаться. У всех этих работ есть адреса, то есть созданы они для конкретных иркутских зданий. Да и себестоимость выполненных из керамической плитки мозаик невелика – бери и воплощай, было бы желание. Но, к сожалению, нашему интеллигентному городу порой свойственна расточительность.
Кризис монументализма
Монументальная живопись в основном ассоциируется с советской эпохой. Вспомним, московское метро, которое еще называют музеем этого вида искусства. Тогда в моде был масштаб и полотна живописали вождей пролетариата и прославляли подвиги трудового народа. Изменилась страна, а вместе с ней взгляд на искусство в архитектуре. Многие теоретики в 1990-2000-е отмечали, что в художественной культуре больше нет места монументальному искусству, ведь творчество субъективно и не может служить универсальным средством коммуникации между людьми. А общество настолько нестабильно, что в нем нет места жанрам искусства, утверждающим постоянные художественные ценности. Значит и кафедра монументально-декоративной живописи в ИрГТУ возникла вопреки.
– Я вел рисунок и живопись на факультете архитектуры в политехническом институте, – рассказал Виталлий Смагин. – Ректором тогда был Сергей Леонов, который спросил меня, почему я – художник – преподаю архитекторам, и тогда я рассказал, что сам по профессии монументалист, и он загорелся идеей открыть кафедру, ведь институт тогда становился университетом. Преподавателями стали мои бывшие студенты: Романюк, Блинникова, Сидельникова, Озина, Розмановских.
Кстати, кафедра в ИГТУ – единственное место в Сибири, где готовят художников монументалистов. За годы ее существования было подготовлено около 100 специалистов (по 6-8 человек за 12 выпусков). Однако город почему-то не спешит использовать таланты монументалистов. Вроде бы и время сегодня уже не смутное, и современное искусство все больше разговаривает со зрителем условно-символическим языком.
– Это преступная расточительность не использовать такой потенциал, – считает народный художники РФ действительный член Академии художеств России и постоянный председатель ГАК Анатолий Алексеев. – Сегодня эта кафедра настолько сильна, что ее высокий уровень отметила и Академия художеств и Союз художников России. Практически все выпускники защищаются на оценку «отлично». Почему же эти высококлассные монументалисты живут в нашем городе и не занимаются своим прямым делом?
Конечно, они востребованы как преподаватели, дизайнеры, художники-станковисты, оформители, ведь люди работающих с крупными формами в искусстве обладают особым мышлением.
– Вообще-то художники-монументалисты – это проектировщики, – отметил Виталий Смагин. – Они могут проектировать все – от имиджа до решения архитектурных пространств. Многие, например, оформляют книги, занимаются дизайном. Но как художники-монументалисты они работают только в архитектуре. В свое время один из главных новаторов в монументальной живописи XX века мексиканец Хосе Клементе Ороско, когда ему сказали что нет денег, чтобы оплатит его работу, спросил: а стены хотя бы есть? То есть для монументальной живописи нужна архитектура.
В то время, когда организовывалась кафедра, новых стен не было: строительство практически не велось. Однако, как показали дипломные работы выпускников 2010 года, для творчества вполне хватит старых стен, хотя и новых сегодня хватает.
Живописать в концепции
По иронии судьбы членами ГАК на защите дипломов кафедры монументально-декоративной живописи в этом году были два бывших главных художника Иркутска, Анатолий Алексеев и заслуженный художник РФ Лев Сериков, и бывший главный дизайнер города, архитектор Александр Картопольцев. А третий бывший главный художник – сам руководитель дипломных работ Виталий Смагин. Кроме того все они были членами творческой группы, разрабатывавшей «Концепцию развития монументально-декоративного искусства в городской среде Иркутска», которая уже утверждена городской думой.
– Там были намечены архитектурные ансамбли и объекты, где можно было решить живописные произведения: мозаики, росписи, скульптуру, декоративные произведения, – рассказал Александр Картопольцев. – А Виталий Смагин, будучи последовательным человеком, дал задание своим дипломниками – и результат получился потрясающим. Это готовые проекты, и если работы в бронзе стоят десятки миллионов, то эти мозаики не требуют больших средств. На самом деле это просто более качественные отделочные работы. Конечно, гастарбайтеры не смогут их выполнить, но их смогут создать выпускники и студенты в рамках производственной практики. И за копейки мы получим городскую атмосферу – европейского уровня.
– У нас в городе столько скучных стен и совсем нет современных произведений скульптуры и искусства, – считает Лев Сериков. – Ведь Иркутск становится туристическим центром, и чтобы привлекать людей, ему нужны интересные объекты среды.
Кстати, в этом году дипломные работы кафедры в некотором роде уникальные. Ведь студенты впервые создают проекты, а не реальные произведения монументальной живописи. Тем, чего лишает себя Иркутск, не пренебрегает ИрГТУ, ведь стены его корпусов уже более десяти лет украшают работы студентов. Поэтому, если вдруг возникнет желание познакомиться с потенциалом иркутских монументалистов, устройте себе экскурсию по университету. И здесь вы увидите мозаики Натальи Довнич, Елены Сергейчук, Григория Свердлова, Ольги Отпущенко, росписи Дмитрия Дрохина, витражи Евгения Палюжинский, Татьяны Слобажаниной, а также гобелены Елены Доженко, Марины Шестаковой и произведения многих других авторов.
Нескучные стены
Как ни старались члены ГАК сдерживать эмоции на защите дипломов, скрыть восхищение за строгостью вопросов не удавалось. Александр Картопольцев признался, что на аттестационных листах нескольких студентов он даже написал – рекомендуется к реализации. Остальные члены ГАК с ним согласились. Выпускники действительно потрудились на славу. Например, Сергей Пнев создал объемное мозаичное панно для областной детской школы искусств на улице Желябова. В терракотовой гамме он отразил элементы наскальной живописи и символы, которые ассоциируются с Приангарьем.
– На мой взгляд, работа просто потрясающая, – считает Александр Картопольцев. – Архитектура этого здания достаточно типична для того времени, но пластика фасада была одноцветной, не выражающей сущность. Автор преобразил объект, и его решение абсолютно гармонично как для здания, так и окружающей архитектуры. Мозаика настолько преобразует пространство, что если сделать перед школой сквер, то, глядя на это панно, можно будет медитировать часами.
Сам Сергей Пнев признался, что долго шел к такому решению, часто бывал возле объекта, пока его не осенило. Также не сразу он понял, что монументальная живопись – его призвание, когда решил, что хочет этим заниматься, набор на курс уже закончился, и пришлось ждать целый год, чтобы поступить. Зато теперь у выпускника амбициозные планы:
– Я хочу развивать монументальную живопись в нашем городе. Ведь архитектура, которая ничем не поддержана – проигрывает. Бывает, что не всегда понятно назначение здания, вывеска есть, но я ее не вижу или я иностранец. А язык художественного образа – универсален. И на уровне ассоциаций я пойму, что находится в этом здании.
Работа выпускницы Дарьи Сугоняко построена на совершенно другом принципе. Ее объемная мозаика на здании лаборатории Санэпидемстанции на улице Горького буквально взрывает пространство. В основе красно-синей контрастной композиции спираль – символ развития, и ассоциативная параллель с современными молодежными субкультурами, для которых сквер между улицами Горького и Карла Маркса – любимое место отдыха.
– Мне нравится, что композиция решается просто, но при этом настолько выразительно, – отметил Лев Сериков. – Контраст синего и красного уместен в контексте молодежной среды. Прекрасно вписывается сюда и высокий рельеф. Это забойная вещь, которая будет формировать атмосферу этой площади.
Хрупкая девушка Дарья Сугоняко призналась, что любит крупные формы:
– Мне нравится такой масштаб. Я считаю, что город много теряет, не воплощая произведения монументальной живописи. Ведь это не просто красиво, а еще и воспитывает молодежь, в отличие от баннеров с некорректной рекламой, они радуют не только глаз, но и душу.
Члены ГАК также высоко оценили: панно из керамической плитки в светлых тонах, с символикой города на городской клинической больнице № 1 Анастасии Ижганайтине; четыре выразительных панно для фойе Иркутского цирка, посвященные 200-летию этого вида искусства в нашем регионе Андрюса Ижганайтиса; объемную парковую скульптуру в мажорной гамме Натальи Скавитиной; и изысканную аппликацию из ткани для ИрГТУ Дарьи Евстроповой.
– Культура и искусство воспитывают человека, а монументальная живопись – мощное оружие в борьбе за человеческие души, – подчеркнул Виталий Смагин. – Она ничего не декларирует, а просто воспитывает красотой. Чего греха таить – архитектура современных зданий редко настолько убедительна, чтобы быть самодостаточной. Так можно за минимальные средства решить сразу несколько задач.
Кстати, самому Виталию Смагину повезло как монументалисту, в городе есть несколько его значительных работ, например фасад Лимнологического института. Однако хочется надеяться, что его ученикам тоже удастся увидеть свои работы в материале, и тогда многие уголки Иркутска преобразятся до неузнаваемости.