Паника отменяется
Чиновники объяснили суть нового федерального закона
Новый Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» ввиду недостатка своевременной и полной информации в ходе его рассмотрения и принятия спровоцировал у широкого круга населения многочисленные страхи и подозрения.
Неужели теперь все образование в России станет платным? Сколько придется родителям платить за преподавание предметов? Как и на чем сможет заработать сельская школа? Не является ли новый закон очередной попыткой передела собственности?
Разъяснениям подобных вопросов было посвящено заседание «Центра социально-консервативной политики – Байкал», в котором приняли участие представители правительства региона, депутаты Законодательного Собрания Иркутской области и муниципальных дум, руководители государственных учреждений образования.
– Срок переходного периода до вступления в силу положений нового федерального закона определен с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года. За это время необходимо принять более 90 нормативных актов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, – подчеркнула председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Иркутской области Ирина Синцова. – Необходимость внесения изменений вызвана тем, что существующая в стране система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях. В советские времена существовала плановая экономика и сметное финансирование бюджетных учреждений было приемлемым и единственно возможным. Сейчас экономические условия изменились, рыночные отношения все больше и больше входят в нашу жизнь, а система бюджетных отношений функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления. Принятие нового закона позволит оптимизировать сеть бюджетных учреждений, повысить эффективность их деятельности и рациональность использования бюджетных средств.
Сегодня в РФ работает более 25 тыс. федеральных бюджетных учреждений, из них 10 тыс. оказывают платные услуги, а их внебюджетные денежные доходы составляют до 40% от общего объема сметы данного учреждения. 1 тыс. 30 учреждений полностью работают на основании внебюджетных средств. Если говорить об областных и муниципальных бюджетных учреждениях, то их насчитывается более 302 тыс., большинство из них также имеет возможность оказывать платные услуги.
По новому закону финансирование по смете предполагается заменить на субсидии по государственному заданию, при этом устраняется субсидиарная ответственность и полученные доходы будут оставаться в распоряжении самого бюджетного учреждения и, соответственно, распределяться им самостоятельно. При этом те бюджетные учреждения, которые по своему характеру не впишутся в рыночные условия, перейдут в так называемые казенные учреждения.
Согласно новому закону, предполагается учредить три вида государственных (муниципальных) учреждений: бюджетные – с расширенными полномочиями, автономные и казенные.
Финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений будет осуществляться за счет средств соответствующего бюджета на основании сметы. Бюджетные и автономные учреждения будут существовать за счет субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг.
Осуществлять операции с бюджетными средствами казенные учреждения смогут через лицевые счета в федеральном казначействе. При этом их лишат права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Автономные учреждения смогут открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства, а также совершать сделки, цена которых превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, с предварительного одобрения наблюдательного совета. Осуществлять приносящую доходы деятельность казенные учреждения смогут лишь только в том случае, если такое право предусмотрено в их учредительном документе, и средства, полученные от такого вида деятельности, поступят в соответствующий бюджет системы РФ.
Бюджетные и автономные учреждения будут вправе сверх установленного государственного задания оказывать приносящие доходы услуги, относящиеся к их основной деятельности, и самостоятельно ими распоряжаться в соответствии со своими учредительными документами.
– Успех будет за теми руководителями, которые умеют планировать, прогнозировать, организовывать работу, – заключила Ирина Синцова.
К казенным образовательным учреждениям, по словам министра образования Иркутской области Виктора Басюка, будут относиться те, которые выполняют государственный заказ по содержанию и воспитанию детей-сирот, коррекционные школы, спецшколы, школы при колониях и малокомплектные сельские школы. Бюджетные образовательные учреждения с расширенными полномочиями составят основной перечень общеобразовательных школ.
– Что касается автономных учреждений, сегодня в области таких три: институт развития образования и два учреждения начального профессионального образования, – уточнил министр. – До конца года мы имеем заявки еще от 11 учреждений на переход их в статус автономных. Это те, кто помимо своей образовательной деятельности активно предоставляет еще дополнительные услуги и имеет часть бюджетных расходов от предпринимательской деятельности.
Из 144 учреждений, которые сегодня подведомственны министерству образования, только 91 получает какие-либо доходы от предпринимательской деятельности, а всего три имеют прибыль свыше 20%.
Согласно принятому закону, решать, к какому статусу относится то или иное образовательное учреждение, будут учредитель и собрание трудового коллектива.
– Опасение родителей о том, что многие школы станут платными, ничем не подкреплено, – заявил Виктор Басюк. – В новом федеральном стандарте для начальной школы, который вступает в силу с 1 сентября 2010 года, четко зафиксировано количество учебных часов, а также предусмотрены 10 бесплатных часов еженедельно внеурочной занятости, которые входят в образовательный план учреждений. Это еще одно доказательство того, что не будет все дополнительное образование платным. Государство, наоборот, расширяет зону своего влияния в программе об образовании.