Есть что показать
Иркутск всегда был торговым городом: коммерческие империи иркутских купцов простирались не только по всей Сибири и Дальнему Востоку, но и по русской тогда Аляске. И потому в 1768 году высочайшим указом здесь была учреждена Иркутская ярмарка, которая действовала по три месяца в году: с 15 ноября по 1 января и с 15 марта по 1 мая.
Первая прошла в 1775 году, и с тех пор год от года все больше «торговых людей» приезжали сюда. К 20-м годам XIX века ведомости привозных товаров включали в себя до 350 наименований российских, европейских, китайских и сибирских товаров, их перечень занимал не одну и не две страницы. Основной торг здесь шел между крупными иногородними и местными предпринимателями.
После революции ярмарочная деятельность в Приангарье не велась: считалось, что всей стране вполне достаточно одного выставочного комплекса – ВДНХ, где демонстрировались товары с клеймом «Сделано в СССР». Затем СССР не стало, исчезло и знаменитое клеймо, а на молодой частный рынок пошли новые товары, которые, в отличие от «выброшенных» на прилавок советских «дефицитов», надо было показывать лицом, рекламировать. В том числе и на региональных рынках – и вот, в 1991 году,
в Иркутске состоялась первая Иркутская международная универсальная ярмарка – этим в Приангарье было положено начало профессиональной выставочной деятельности.
В 1991 году, когда Россия только-только переходила на рельсы рыночной экономики, многие считали выставочно-ярмарочный бизнес ненужным и надуманным и весьма скептически следили за подготовкой ярмарки. Даже губернатор Юрий Ножиков, который оказал большую поддержку энтузиастам-выставочникам, признавался потом: «В любом крупном начинании всегда трудно сделать первый шаг – одолевают сомнения, беспокоит непредсказуемость результатов. В такой ситуации оказались и мы, когда приняли решение о проведении первой Иркутской международной ярмарки». Но несмотря на все сомнения и колебания, ярмарка прошла с оглушительным успехом. На ней работали 420 участников, в том числе 98 зарубежных фирм из 32 стран мира. В ходе ярмарки были заключены контракты на общую сумму 25 млн долларов США и 19 млрд рублей. Эти цифры говорят сами за себя.
«Иначе и быть не могло! – уверен Анатолий Коцарь, в то время заместитель председателя Иркутского горисполкома и директор Иркутского научно-внедренческого центра, главный идейный вдохновитель ярмарки. – В мировой экономике давно уже создан и прекрасно работает инструмент для оперативного и регулярного получения маркетинговой информации. Презентация, выставка – это, без преувеличения, единственная возможность составить в одном месте и в концентрированном виде самое верное и современное представление о состоянии той или иной сферы хозяйствования. Также это контакты с возможными партнерами и обмен полезной для бизнеса информацией. И сегодня каждый день в различных точках земного шара проводятся сотни самых разнообразных выставок товаров, услуг, инвестиционных проектов и программ». Затем были вторая и третья Иркутские ярмарки, затем первая Братская… Но там дело не пошло: все-таки постперестроечная Иркутская область – не Германия, где постоянно работающий выставочно-ярмарочный комплекс положен каждому городу с населением более 50 тыс. человек.
В 1996 году и Иркутск обзавелся такой специальной структурой, занимающейся выставочной деятельностью – ОАО «Сибэкспоцентр». С тех пор ежегодно здесь проводятся более трех десятков выставок, тематикой которых охвачены практически все ведущие отрасли экономики области. Постоянные их участники – фирмы и компании многих регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья: Японии, Кореи, Китая, США, Германии, Англии, Франции, Испании, Кипра, Турции, Индии, Монголии, Казахстана, Украины, Беларуси. Таким образом, Сибэкспоцентр является своеобразным символом Иркутска, так как во многом именно отсюда в России и во всем мире узнают об уникальности Приангарья, о его крупном промышленном потенциале, культуре, науке – ведь выставки и ярмарки являются зеркальным отражением уровня развития экономики. Область же, в свою очередь, посредством своего выставочного комплекса способствует внедрению в жизнь последних мировых открытий, получает доступ к современным технологиям и развивает науку.
К слову сказать, и сама Иркутская область порой «выезжает» на международные выставки и форумы. Презентации Иркутской области проходили в Москве и Санкт-Петербурге, Лондоне, Лейпциге, Шеньяне, Сеуле, Токио, Братиславе. А полтора месяца назад делегация Приангарья работала в Пекине и Шеньяне – в результате чего в иркутском выставочном «репертуаре» появятся отраслевые выставки китайских предприятий и даже целых провинций. Все эти мероприятия преследуют вполне определенные цели и задачи: заложить основы для долговременного сотрудничества российских и иностранных деловых кругов в сфере торговли, создания совместных предприятий и производств, осуществления инвестиционных проектов, комплексного освоения природных ресурсов, развития туризма, научного и культурного обмена. А еще – порадовать иркутских модниц выставкой, подобно даляньской Международной ярмарке одежды и текстиля «Мода и романтика». На ней ежегодно порядка тысячи участников демонстрируют образцы модной одежды от ведущих европейских брендов, изготовленных по аутсорсингу в Китае. Организаторы этой выставки предложили провести в этом году такой же «парад высокой, но доступной моды» и в Иркутске.