День социального работника в Приангарье
Сегодня в России отмечают День социального работника, объединяющий все государственные учреждения, работа которых так или иначе связана с социальным обеспечением. Основная задача всех социальных структур – повышение стандартов качества жизни для жителей нашей области.
Одной из крупнейших и самых эффективных структур оказания социальных услуг в стране является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), который в 2010 году отмечает свое 20-летие. Сегодня Пенсионный фонд — это не просто организация, осуществляющая назначение и выплату пенсий. Это целый социальный институт, в ведении которого находятся пенсии, различные социальные выплаты, а также работа со страхователями по сбору взносов на обязательное пенсионное страхование.
В Иркутской области проживает 714 тысяч получателей пенсий, в системе персонифицированного учета зарегистрировано 2,8 млн жителей Иркутской области, на учете в ПФР состоит 167,5 тысяч страхователей. Клиентами ПФР являются не только пенсионеры и работодатели, но и семьи, и молодые граждане, заботящиеся о будущей пенсии заранее.
С 2007 года ведется работа с материнским (семейным) капиталом (МСК). Эта мера социальной поддержки семей получила широкий резонанс и множество положительных откликов у населения. В Иркутской области на сегодняшний день выдано 45 тысяч сертификатов; более двух тысяч семей уже распорядились средствами МСК, направив их на погашение ипотечных кредитов. Кстати, с 2010 года сумма материнского капитала составила 343 тысячи 378 рублей (в 2009 году – 312 тысяч 162 рубля).
В Иркутской области действует Программа государственного софинансирования пенсионных накоплений граждан. Напомним, чтобы получить государственное софинансирование, участник Программы должен в течение года перечислить в фонд своей будущей пенсии от 2 000 до 12 000 рублей. В этом случае государство удвоит эти деньги по итогам года. В нашей области более 34 тысяч жителей подали заявления о вступлении в государственную программу софинансирования пенсий.
В 2009 году проведена масштабная работа по переоценке денежной стоимости пенсионных прав, приобретенных гражданами до 2002 года, – валоризация пенсий. В Иркутской области валоризация коснулась 625 тысяч получателей трудовых пенсий. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал увеличен на 10%, к которому прибавлено по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года. В среднем после валоризации пенсии в Иркутской области увеличились на 1162 рубля, хотя у каждого пенсионера сумма строго индивидуальна.
В течение 2009 года проведены плановые индексации пенсий:
С 1 марта – увеличена базовая часть трудовой пенсии на 8,7%;
С 1 апреля – страховая часть трудовой пенсии увеличена на 17,5%.
С 1 августа – страховая часть трудовой пенсии увеличена на 7,5%.
С 1 декабря – увеличение размеров базовых частей трудовой пенсии и всех пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 31,4%.
В результате проведенных мероприятий почти половина пенсионеров Иркутской области (319 тысяч) сегодня получает пенсии от 7 до 10 тысяч рублей. А всем неработающим пенсионерам, у которых сумма материального обеспечения оказалась ниже уровня прожиточного минимума (в Иркутской области это 4720 рублей), назначена федеральная социальная доплата.
Ежегодно функции и полномочия органов Пенсионного фонда расширяются, перед фондом ставятся новые задачи. Так, в прошлом году в связи с отменой единого социального налога (ЕСН) и переходом на страховые взносы во внебюджетные фонды Пенсионному фонду Российской Федерации переданы функции по администрированию страховых взносов (АСВ).
В течение прошлого года в Отделении ПФР по Иркутской области велась масштабная подготовительная работа по вопросам взаимодействия с внешними структурами и информационно-разъяснительная работа со страхователями, проводились рабочие встречи, совещания, учения. Сегодня Отделение ПФР по Иркутской области полностью готово к исполнению функций АСВ.
В структуру Отделения Пенсионного фонда по Иркутской области входят 32 управления, в составе которых функционируют 42 клиентские службы. Тем не менее, специалисты сами идут к людям – разъясняют, информируют, помогают. Много лет используется такая форма работы как выездные приемы. Специалисты ОПФР работают в самых отдаленных уголках области. Теперь для этих целей используется специально оборудованный автомобиль Мобильной Клиентской Службы. Это полноценный «офис на колесах», в котором есть все, что необходимо для приема граждан. Кроме того, в Отделение Пенсионного фонда можно обратиться по телефону, через сайт, прийти лично или написать.