Олимпийская дорога в цивилизованный туризм
В минувший понедельник в Сочи президент Международного олимпийского комитета (МОК) Жак Рогге отметил отличную работу России по подготовке к XXII зимним Олимпийским играм 2014 года и в тот же день вместе с премьер-министром Владимиром Путиным принял участие в закладке первого камня в фундамент Российского международного олимпийского университета.
Грядущая Олимпиада и связанная с ней масштабная стройка периодически фигурируют в федеральных новостях, но далеко не все россияне представляют себе, что же происходит в окрестностях города-курорта, и многих продолжает будоражить вопрос: «А успеем ли?» Специально для читателей газеты «Областная» объекты олимпийской стройки осмотрел Сергей Костромитин.
Многих удивляет сочетание названий – Сочи и Зимняя Олимпиада. Все знают, что Сочи уникален тем, что является практически самым северным субтропическим городом, для олимпийских игр же нужны если не морозы, то, как минимум, – снег и лед. Оказывается, организаторы вовсе не ожидают трудностей с обеспечением спортсменов снегом и льдом. Лыжные и саночные трассы строятся в горах в районе известного горнолыжного курорта «Красная Поляна» – можно назвать это горным кластером олимпийской стройки, соревнования же на крытых ледовых стадионах будут проводиться в комплексе, который строится недалеко от берега моря на территории Имеретинской низменности – прибрежный кластер, или олимпийский парк.
В первую очередь хочется рассказать о горном кластере – если рассматривать эти объекты с точки зрения использования в качестве объекта туризма для любителей горных лыж и сноубордов, то до сих пор на территории России подобного зимнего туристического комплекса не было. Чтобы добраться до строящихся объектов сейчас, понадобится около часа ехать на автомобиле или автобусе по трассе, которая связывает Сочи с Красной Поляной. Новые объекты строятся еще выше в горах. Всю дорогу можно наблюдать, как в долине реки Мзымта ОАО «РЖД» ведет строительство совмещенной автомобильной и железнодорожной трассы, по которой от железнодорожного вокзала «Адлер» до места соревнований можно будет добраться менее чем за полчаса. Протяженность трассы составляет 47 км, на возведении тоннелей работает знакомая сибирякам компания «Бамтоннельстрой».
Горный кластер включает в себя комплекс трамплинов, санно-бобслейную трассу, фристайл-центр, горнолыжный комплекс, сноуборд-парк и совмещенный комплекс для проведения лыжных гонок, биатлона, двоеборья и других лыжных соревнований. На данный момент в горном кластере работают старые трассы Красной Поляны, недавно открытый горнолыжный комплекс, построенный ОАО «Газпром», и подъемники Альпика-Сервис. Самое масштабное строительство сейчас ведется на комплексе Роза-Хутор. Объект включит в себя трассы для гигантского и супергигантского слалома, скоростного спуска. По наличию в комплексе трассы для супергигантского слалома понятно – перепад высот на трассах составит не менее километра (общий перепад высот составит 1745 м). Общая же длина спусков после завершения строительства должна составить более 80 км. Наличие таких объектов выведет долину реки Мзымта в число лидеров по предоставляемым возможностям зимнего активного отдыха. При этом в самом начале и в самом конце горнолыжного сезона наиболее закаленные туристы могут после дня напряженного катания окунуться в морскую воду – в ноябре, когда в горах уже ложится снег, на побережье еще продолжается купальный сезон.
Первое впечатление, которое оставляют стройка и общение с представителями госкорпорации «Олимпстрой», отвечающей за возведение объектов, – российские власти пытаются на рельсах Олимпиады-2014 привезти на черноморское побережье базовые правила цивилизованного туризма, который сейчас в Сочи имеет очаговый характер. Представители ГК «Олимпстрой», рассказывая об объектах олимпийской стройки, неизменно употребляют фразу «олимпийское наследие». Сначала это кажется непривычным – как можно говорить о наследии за четыре года до самого мероприятия? Однако при детальном изучении проектов стройки становится ясно – наследие должно планироваться на уровне создания проекта. Отчасти именно благодаря такому подходу Сочи стал победителем конкурса на проведение олимпиады – современный Международный олимпийский комитет уже не ставит самоцелью проведение игр, его задача сделать так, чтобы игры содействовали развитию той территории, на которой они проводятся. И эта идея в большинстве случаев подтверждается практикой. Самым ярким примером можно считать Барселону, которая до проведения там Олимпиады в 1992 году больше претендовала на звание промышленного центра. Однако благодаря олимпийскому пиару и хорошей подготовке олимпийской инфраструктуры к концу ХХ века посещаемость Барселоны туристами удвоилась.
В следующий раз «Областная» расскажет, как будут проходить соревнования на крытых площадках прибрежного кластера, что делает мэр Сочи Александр Пахомов, чтобы все гостиницы прошли классификацию, без чего невозможно размещение в них иностранных делегаций, и кто же строит олимпийские объекты.