Как писать о политиках прошлого и настоящего?
Рассказали на форуме столичные журналисты
На недавно прошедшем фестивале «Байкальская пресса» мастер-классы провели политический обозреватель «Комсомольской правды» Александр Гамов и член Академии Российского телевидения, политический обозреватель ОАО «ТВ-центр» Леонид Млечин.
Вместе два этих выступления представили интересное сочетание журналистики злободневной и исторической. И если Александр Гамов рассказывал о героях наших дней, то Леонид Млечин отметил, что работает «с теми, кто свою политическую карьеру уже закончил».
Александр Гамов поделился личным опытом интервью с известными персонами российской политики. Он говорил о том, что долгие годы дружит со многими героями своих интервью: «С Черномырдиным до определенного момента у нас были прекрасные отношения. Он даже тексты не визировал. Говорил, «я все тебе прощаю».
При общении с большими политиками часто камнем преткновения является согласование материалов с пресс-службами, порой приходится править текст до неузнаваемости и играть по чужим правилам. Секрет своего журналистского успеха Гамов называет удачей: «Так получилось, что мы оказались соседями с Ноной Мордюковой, ходили к ней в гости, она как журналистов нас не воспринимала, но всегда делилась самыми свежими новостями».
Удачно сложились обстоятельства и для интервью с президентом Ингушетии Юнус-беком Евкуровым. «Мы встретились с ним в два часа ночи. Это был уставший человек в джинсах и свитере, он отпустил охрану… То и дело поглядывал на часы – его жена находилась в роддоме». Текст интервью для «Комсомольской правды» Евкуров согласовал почти без изменений, но попросил вычеркнуть тот абзац, в котором идет речь о лезгинке. «После ранения Юнус-бек не может танцевать лезгинку, а для него как для восточного человека это очень неприятно», – пояснил Гамов.
Александр старается создавать для каждой встречи с героем интервью определенный антураж. А его книге «Непарадные портреты» автор встречается со своими героями… в бане, с Владимиром Жириновским Александр Гамов ездил доить коров, в другой раз обедал «по-кризисному» в столичном ресторане «Кризис жанра»: ели кильку в томате с черным хлебом на газете.
«Одеться полагалось в старье. Владимир Вольфович пришел в дорогой рубашке, еще сообщил, что она за восемь тысяч рублей куплена. Потом очень расстроился, что пресс-служба его не предупредила о деталях. И тут же машина с мигалкой поехала на его дачу за старой поношенной рубашкой. Ее привезли, и тогда уже образ соответствовал ситуации», – вспоминает журналист. И тут же говорит о том, что обстановка для беседы – не главное, но она становится фишкой для читателя, привлекает внимание. Александр Гамов признался, что до сих пор мечтает об интервью с мэром Москвы Юрием Лужковым в неофициальной обстановке: «Обычные интервью мы с ним уже делали не раз. Но я последние лет семь мечтаю попасть к нему на пасеку, побеседовать там на серьезные темы. И каждый раз мы откладываем поездку до лета, которое пролетает, и пчелы снова засыпают».
Во время мастер-класса Александр большое внимание уделил ярким чертам героев своих интервью, неизменно делая акцент на том, что все его герои в первую очередь интересны ему как люди. Хотя он не всегда разделяет их мировоззрение и политическую платформу (сам Гамов ни в какой партии не состоит и иркутским журналистам посоветовал этого не делать или же работать в партийной газете). Из зала спросили, бывают ли у него принудительные задания редакции, ведь зачастую журналист не может выбирать тему своего репортажа. Александр признался, что старается избегать явно несимпатичных ему персон, и каждый раз по возможности пробует ускользнуть от выполнения такого задания. «Вообще мне иногда говорят, что я плохой журналист, слишком уж люблю своих героев», – улыбнулся Гамов.
В отличие от Александра Гамова, журналист Млечин считает, что если вы пишете исторический материал о политике или военачальнике и он вам симпатичен, то значит, вы еще плохо изучили материал: «Политика и военное дело не терпят хороших людей. Вот вы здесь хорошие люди: смогли бы вы отправлять людей на смерть или каждый раз менять политическую команду, предавая старых друзей? А им приходится это делать постоянно».
Как пример Леонид показал часть документального фильма «Степан Бандера. Рассекреченная жизнь»: «Когда я ехал на съемки во Львов, то относился к Бандере с некоторой симпатией, зная об отношении Красной армии к местному населению. Но уже после съемок я возвращался домой с явным ощущением неприязни к этому человеку».
Тут же в зале развернулась бурная дискуссия о неоднозначности восприятия исторических деятелей. С Бандеры плавно перешли к Сталину и его вкладу в развитие СССР. Как аргумент в защиту вождя приводили победу в Великой Отечественной войне. Леонид настаивал на том, что без Сталина у власти не было бы и самого факта войны. Но чему верить, фактам или оценкам – это вопрос риторический.
Журналист говорил о том, что неплохо было бы переписать школьные учебники истории с учетом новых фактов. Потому как наши дети до сих учатся по переизаднным и немного исправленным советским учебникам, в то время как вся история советского периода априори сильно искажена. Иногда в трех разных учебниках можно обнаружить три совершенно разные даты одного события.
«Как же узнать правду и отличить ее от фальсификации?» – недоумевали иркутяне. Леонид посоветовал коллегам больше работать с архивами. «Когда я сделал фильм о Бандере, меня спрашивали, где я достал всю эту информацию. В архиве достал. Практически все уже давно рассекречено, но мало кого интересует эта информация. Архивы ЦК пустуют, в них трудятся лишь иностранные ученые, которые действительно скрупулезно подходят к изучению нашей истории», – рассказывал Млечин.
Также он говорил о том, что военная пропаганда подарила нам немало ложных героев, заставив забыть о конкретных живых людях, которые совершали во имя победы безвестные подвиги. «История же ходит рядом с нами, герои зачастую совсем близко, а не в книгах и газетах, – настаивал журналист. – Мы не знаем своей истории. И часто не хотим ничего знать».
Закончил мастер-класс Леонид Млечин напоминанием о том, что как ни крути, а главная цель журналистики – все же стремление помочь людям. И именно ради этого стоит работать современным газетным и телевизионным редакциям. «Я знаком с журналистами старой закалки, которые писали в условиях строгой цензуры, но они были высокими профессионалами, а это значит, работать для людей, несмотря ни на что, можно», – резюмировал журналист.
Александр Гамов окончил факультет журналистики Уральского госуниверситета. Работал на Орской и Оренбургской студиях телевидения, в областной газете «Южный Урал» (Оренбург), в центральной газете «Советская Россия», в издании «Вечерней Москвы» – газете «Вечерний клуб». С 1993 года – политический обозреватель газеты «Комсомольская правда». Лауреат премий Союза журналистов России и Союза журналистов Москвы.
Автор книг «Хотели как лучше… Девятнадцать вечеров с Виктором Черномырдиным, или Как рождались крылатые слова эпохи», «Непарадные портреты».
Леонид Млечин – выпускник международного отделения факультета журналистики МГУ. Работал корреспондентом и международным обозревателем еженедельного журнала «Новое время», заместителем главного редактора газеты «Известия», ведущим программы «Де-факто» на телеканале «Россия» и информационно-публицистических программ «Весь мир», «Особая папка», «События». Автор серии документальных фильмов, детективов, переведенных на английский, японский, испанский, польский и другие языки. Имеет медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007) «за большой вклад в развитие отечественного телевидения и многолетнюю работу». Лауреат «ТЭФИ-2007» в номинации «Сценарист телевизионной программы» за фильм «Женщины, мечтавшие о власти». За фильм о руководителях Северной Кореи ее властями Млечину вынесен смертный приговор.