Киренские пути-дороги
Северный район живет в ожидании перемен
12 июня, в День России, Киренский район Иркутской области празднует свой день рождения. 81 год назад, в 1929 году, образовался один из самых северных и больших районов Иркутской области. Несмотря на то, что в нынешнем году киренчане праздновали не круглую дату, торжества тем не менее оказались весьма солидным.
Они включили в себя День здоровья работников образования, торжественное собрание с награждением лучших предприятий и почетных жителей, спортивные баталии и всевозможные конкурсы, концертную программу творческих коллективов, викторину по истории Киренского района, а также презентацию альманаха «Время. События. Люди».
Глава района Петр Неупокоев, пригласивший на праздник корреспондентов газеты «Областная», не только познакомил с территорией, но и обсудил проблемы и перспективы ее развития.
Четыре проблемы районного масштаба
Встреча с мэром, как водится, началась в рабочем кабинете.
– Петр Николаевич, расскажите, пожалуйста, как сегодня живет Киренский район?
– Сегодня у Киренского района немало значительных проблем в экономике и социальной сфере. Делегированные после муниципальной реформы 2006 года органам местного управления полномочия не подкрепляются соответствующими доходными источниками. Это ведет к дотационности муниципальных бюджетов. Социально-экономические проблемы муниципального образования обострились в период мирового экономического кризиса 2008–2010 годов, который сопровождается сокращением объемов производства, налоговых платежей, ростом безработицы.
На муниципальном уровне пока слабо представлены механизмы частно-государственного партнерства. В районе сложилась парадоксальная ситуация: реализация международного инвестиционного проекта по прокладке нефтепровода никак не сопровождалась соответствующей социальной и бюджетной отдачей для населения. Представители крупного бизнеса, работающие на территории района, практически ничего не вкладывают в развитие местной инфраструктуры. Недостаточно вовлечены в хозяйственный оборот лесные ресурсы района.
Между тем у нас имеются возможности для повышения экономической и финансовой отдачи от добычи нефтегазовых ресурсов, есть возможности развития транспортного комплекса. Наша главная текущая проблема – слабая инфраструктура. В первую очередь – дороги. Второе – электроснабжение. Третье – организация на территории всего района устойчивой связи. Четвертое – развитие и совершенствование банковской системы. Если нам удастся решить эти четыре проблемы, то будут созданы условия для развития – придет бизнес, создадутся рабочие места, увеличатся доходы, на которые муниципалитет будет содержать медицину, образование, культуру, строить жилье.
– Давайте обсудим все по порядку. Итак, что с дорогами?
– Дороги для нас – самая кричащая тема. Что такое Киренский район? 43 тысячи квадратных километров территории. Протяженность его 580 километров. Проживает здесь чуть меньше 22 тысяч населения. Из всех видов транспорта более-менее стабильно работает авиация. Сегодня практически каждый день можно улететь на материк. Речной транспорт функционирует в летнее время, но по усеченной системе мы можем по реке добраться из Киренска до Усть-Кута. Раз в неделю запускаем теплоход «Полесье» в нижний подрайон до села Визирный, это 330 километров. Теплоход делает остановку в четырех населенных пунктах: Киренск – Алексеевск – Мироново – Коршуново – Визирный. До населенных пунктов Алымовка, Петропавловск и Юбилейный организовано автобусное сообщение.
– Сколько нужно средств, чтобы содержать, например, теплоход «Полесье»?
– На год мы планируем возмещение выпадающих доходов (400 тысяч рублей). Один рейс «Полесья» стоит 90 тысяч. 20% оплачивают пассажиры, остальное – районный бюджет. Кроме этого, местный бюджет содержит семь паромных переправ. Этого, конечно, крайне недостаточно, надо бы держать одиннадцать, но пока это нереально. Ежегодная цена вопроса по содержанию паромов – от трех до четырех миллионов рублей. Нам необходимо «уйти» от этих расходов, перенаправив деньги на решение других вопросов.
– Как это «уйти»?
– Паромные переправы стоят на разрыве областных дорог. Зимой, когда встает лед, они переходят в областную собственность и их обслуживает областной бюджет, но как только растаял лед, финансирование переправ прекращается. Нет дороги – нет денег. Мы с 2003 года бьемся за возмещение расходов на содержание паромов, но, к сожалению, этот вопрос никак пока не решается.
– А автомобильные дороги, что с ними?
– Автомобильный транспорт очень востребован в последнее время. Но его использование ограничивается состоянием наших автомобильных дорог. Например, у нас есть дорога Киренск – Небель протяженностью 245 километров. Это та трасса, которая выводит район к железнодорожному полотну, на БАМ. Сто километров из 245 – лесовозная дорога. Она не имеет нормального дорожного покрытия, поэтому находится в эксплуатации условно. Как следствие, мы не можем по ней ввести регулярное пассажирское сообщение. Сегодня некоторые маршрутные такси выполняют по этой дороге пассажирские перевозки, что называется, на свой страх и риск, но население вынуждено пользоваться услугами маршруток, поскольку автоперевозка в два раза дешевле билета на самолет.
– Неужели и по этому вопросу вы не можете найти понимание?
– К счастью, вопрос в областном правительстве решается. В этом году 34,5 миллиона рублей областная казна выделяет-таки на реконструкцию данной дороги. Мы сможем привести труднопроходимый участок «Потаповский перевал» в соответствие с требованиями уже в августе этого года. Но на территории Киренского района остаются проблемными еще 9 километров на границе с Казачинско-Ленским районом. Уже есть определенная договоренность с дирекцией автомобильных дорог и по этому участку, но сложность состоит в том, что работу нужно проводить одновременно и с нашей стороны, и с Казачинско-Ленской. По их территории проходит 20 километров непроезжего дорожного полотна. Реконструкция участка Киренск – Небель попала в федеральную программу, прошла экспертизу, но, к сожалению, начать строительство планируется только в 2013 году. Я надеюсь, что областное правительство поможет нам ускорить решение этого вопроса. Хотелось бы войти в программу если не в 2011-м, то хотя бы в 2012 году.
Говоря об автомобильных дорогах, мне хочется затронуть вопрос строительства федеральной трассы «Вилюй». К сожалению, в настоящий момент вилюйскую трассу решено вести через Катангский район. Прежнее решение – строить дорогу с заходом в наш район – отклонили. Почему мы хотим иметь две дороги, и на север, и на юг? Наш район с востока на запад рассекает река Лена, для того чтобы организовать на территории какое-то серьезное производство, необходимо иметь каждодневную возможность отгрузки. Будь то продукция лесного комплекса, газо-, нефтепереработка или сельскохозяйственное производство, на паромных переправах далеко не уедешь, четыре месяца в году, весной и осенью, в так называемый межсезонный период, реку вообще никак не переедешь, строительство мостового перехода через Лену в обозримом будущем не планируется. Поэтому и бьемся мы за строительство дорог на левом и правом ее берегах.
– А как обстоит вопрос с электрификацией?
– У нас 14 населенных пунктов имеют электроснабжение от дизельных станций. Себестоимость не менее 10 рублей за киловатт. При такой цене электроэнергии какое производство мы можем развивать? Практически никакого. Яркий пример – Петропавловский совхоз. Он был преобразован в ООО, но при таких тарифах они не могли осуществлять переработку молока, подготовку и переработку зерна, развивать животноводство. На сегодняшний день хозяйство ликвидировано. За пять лет все стадо ушло под нож, из 634 голов КРС, которые находились в хозяйстве и у населения, осталось только 79, и те – в личных подсобных хозяйствах. Та же проблема с переработкой леса. Все серьезные лесные компании предпочитают на нашей территории лес только заготавливать и увозить на переработку в тот же Усть-Кут или за границу в виде круглого леса, перерабатывается не более 10% от заготовленного объема.
– Но ведь в этом году на вашу территорию пришла, наконец, большая энергетика.
– Да, дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки, но длилось оно не один десяток лет. Еще в апреле 1989 года решением исполнительного комитета Киренского районного Совета народных депутатов для электрификации района было согласовано строительство ВЛ-35кВ Салтыкова – Петропавловск «Северными электрическими сетями» ПО «Иркутскэнерго», согласно разработанной в 1988 году проектно-сметной документации. В 1990 году был заключен договор и затем начаты работы по прорубке просеки под строительство. Но после прорубки просеки все остановилось. В 2003 году проектно-сметная документация была снова откорректирована. С 2004 года опять началось строительство. В марте 2007 завершили первый пусковой комплекс Салтыкова – Чечуйск протяженностью 18,2 километра. В мае 2007 года село Чечуйск было подключено к централизованному электроснабжению. Потом опять в течение двух лет велись подготовительные работы и разработка проектно-сметной документации по дальнейшему строительству линии, наконец, в феврале началось строительство второго пускового комплекса. На данный объект выделен объем капитальных вложений на 2010 год в сумме 220 миллионов рублей. Заказчиком, ОАО «Иркутская Электросетевая компания» – «Северные электрические сети», определены четыре подрядные организации, принимающие участие в строительстве данной стройки. Завершение строительства планируется в декабре. Будем надеяться, что все пойдет по плану.
– Что с банками и телефонной связью?
– На территории района работают несколько сотовых операторов, но есть населенные пункты – Макарово, Кривая Лука, Юбилейный, Петропавловск, – где стоят спутниковые таксофоны. Возникали проблемы с организацией ремонта. Специалисты появлялись в районе время от времени – от выборов до выборов, поэтому бывало, что деревни и села месяцами сидели без связи. Наконец, вопрос ремонта решен, на нашей территории организован филиал от КБ «Искра» по ремонту таксофонов.
Подобная ситуация и с банковской системой. В советские времена в районе были и Сбербанк, и Промстройбанк, и Агропромбанк. Сегодня – только филиал Сбербанка. Монополизм – это не всегда хорошо. Наша задача – ввести в район еще хотя бы один банк. Сейчас идут переговоры с Верхнеленским банком, обещают открыть филиал к осени. Придет банк, и кредиты станут доступнее, появятся дополнительные возможности для развития бизнеса, исчезнут очереди на оплату услуг.
– По территории района проходит нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан. Получила ли территория от данного объекта какие-либо преференции?
– Давайте съездим на нефтеперекачивающую станцию, посмотрим, что это такое, а заодно на месте увидим, что в результате строительства нефтепровода получил район.
Отдельно взятое государство нефтяников
Дорога на нефтеперекачивающую станцию НПС-8, расположенную недалеко от поселка Юбилейный, заняла более двух часов. «Уазик», проваливаясь в бесконечные ямы и ухабы, казалось, мчался по месту боевых действий. Открыть окна просто невозможно – за бортом плотным облаком висела пыль.
– Вот вам и преференции. Пока строили нефтепровод, все дороги в районе разбили. Отремонтировали кое-как. Та же история и с лесом. Пока тянули трубу, вырубленный лес закапывали. Сколько мы ни бились, чтобы хоть за какую-то цену отдавали населению – ни за что. Говорят – «не имеем права».
– А местное население на обслуживании трубопровода работает?
– Сейчас на станции трудоустроено и работает вахтовым методом 60 человек. Руководители сетуют на недостаток низкоквалифицированных кадров: уборщиц, водителей, КИПовцев… Однако почему-то не спешат предлагать местным эти должности – везут своих. Конечно, та же уборщица станции получает 20 тысяч рублей в месяц. Такие зарплаты деревенским и не снились.
Подъехав к НПС, оказываемся словно в другом государстве. Ровненькие корпуса, идеальная чистота, усиленная охрана. Рядом через дорогу брошенные панели, мусор, поваленные деревья.
– Это временная территория, отведенная под складирование строительных материалов подрядчикам, – поясняет начальник станции Михаил Самченко. – У них есть договор с местной администрацией о том, что в августе они эту территорию землепользователям сдадут и тогда тут будет город-сад.
– Что район имеет от нефтепровода?
– Только 40% подоходного налога от начисленной заработной платы обслуживающему персоналу. Деньги от аренды земли поступают в областной бюджет.
– В том, что вопрос с дорогами пока никак не решается, мы уже убедились. С трудоустройством населения та же проблема. Но, посмотрев городок станции, мы увидели, что у них есть даже своя котельная, которая работает на нефти. Неужели нельзя как-то решить вопрос с топливом на месте, а не тратить огромные суммы ежегодно на северный завоз?
– Когда проходили общественные слушания по строительству нефтепровода, мы записывали в соглашение предложения о возможности отпуска нефти для нужд территории. Тогда наше предложение безоговорочно было принято. Но на сегодняшний день пока так и не решен вопрос по его реализации.
Экскурсия по территории продолжилась в рабочем поселке Алексеевск и деревне Кривая Лука. О том, как выживают речники и селяне, читайте в следующем выпуске.