Новое лицо бюджета-2010

Третий раз в этом году бюджет Иркутской области претерпевает изменения. Его последний абрис представила министр финансов Татьяна Поронова на заседании комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству, которое прошло под председательством Сергея Курилова.

Как и предыдущие, июньские поправки благоприятны для бюджета-2010: его доходная часть увеличивается почти на миллиард – 997,9 млн (по крайней мере, такие радужные прогнозы дают финансисты вместе с налоговой службой). Но если в марте и мае его основным спонсором был федеральный бюджет, то на сей раз помощь центра ограничилась лишь 51 млн, которые практически полностью пойдут на организацию дистанционного обучения инвалидов. Остальные же деньги планируется заработать в основном с помощью добавочной прибыли с трех налогов: на имущество организаций – 516,3 млн рублей, на добычу полезных ископаемых – 128 млн рублей и так называемой упрощенки – 207,7 млн рублей.

На ту же сумму увеличивается и расходная часть. Приоритеты, как выразилась министр финансов, отданы сезонным работам, то есть строительству в летний период объектов, имеющих высокую степень готовности. С этой целью на 141 млн рублей пополнилась программа «Социальное развитие села». В перечень объектов, попавших под бюджетное крыло, вошла школа в селе Атагай Нижнеудинского района, еще одна школа в селе Ахины Эхирит-Булагатского района, ЦРБ в Куйтуне и Качуге…

Нынешние обильные паводки нанесли значительный ущерб автодорожному хозяйству многих районов. Поэтому принято решение выделить в срочном порядке 85,6 млн рублей на ремонт дорог и восстановление разрушенных мостов. Еще одна горячая точка, требующая безотлагательного финансирования, – это подготовка ложа Богучанской ГЭС к затоплению. Проект, подготовленный несколько лет назад, изрядно устарел, и на его актуализацию бюджет направляет 157 млн рублей.

Увеличены также на 321 млн рублей межбюджетные субсидии муниципалитетам. Часть из них пойдет на дополнительное финансирование северного завоза – 121 млн рублей, часть – 163 млн рублей – на покрытие расходов муниципалитетов по электро-, тепло- и водоснабжению населения.

Остальные параметры бюджета-2010 остались практически без изменений: дефицит – 2,6 млрд рублей, государственный внутренний долг – 8,69 млрд рублей.

В отличие от прежних бюджетных корректив, вызывающих массу вопросов, а порой и жарких дебатов, нынешние поправки не вызвали возражений у членов комитета. Они единодушно рекомендовали проект закона для принятия в первом чтении на сегодняшней сессии Законодательного Собрания.

Под более пристальное внимание попали поправки в другой законодательный акт – «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». Эти тощие местные бюджеты постоянно взывают о помощи. И наконец-то областной минфин их услышал. Рассматривается возможность оставить муниципалитетам половину налога, собираемого с применением упрощенной системы налогообложения.

А почему бы не оставить половину транспортного, предложили депутаты. По их мнению, его собираемость сейчас составляет где-то 70%, а получив этот налог в руки, территории могли бы увеличить его доходность.

– Ничего подобного, – парировала Татьяна Поронова. – Практика показывает, что его собираемость от местных властей ничуть не зависит. Другое дело «упрощенка». Здесь у местной власти все возможности увеличивать ее объемы, работая над развитием малого бизнеса на своих территориях.

Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Юрий Фалейчик обратил внимание министра на одну несправедливость:

– В летнее время горожане массами перебираются в пригороды. Если обычная численность Иркутского района где-то 70 тысяч человек, то летом она возрастает в пять раз. Я уж не говорю об Ольхоне, где туристы буквально захлестывают остров. Представляете, во сколько раз возрастают у муниципалитетов расходы на уборку того же мусора? Почему бы не увеличить им дотации, не ввести какой-нибудь добавочный коэффициент?

Министр согласилась, что такая проблема есть. Но дотациями ее не решить. Они зависят от твердой численности населения района, не делая скидок на сезонную миграцию. Надо искать другой механизм компенсации летних неудобств.

Члены комитета обязали министерство отыскать такой механизм.