Первая мера: один год
Губернатор – председатель правительства Иркутской области Дмитрий Мезенцев выступил на 22-й сессии Законодательного Собрания с отчетом о результатах деятельности правительства региона за 2009 год. Такой отчет главы Приангарья перед парламентариями состоялся впервые.
Специалисты говорят, что по годовым кольцам можно точно рассказать, каким был тот или иной год в жизни любого дерева: обильным и плодородным, или засушливым, скупым на влагу и тепло. Год за годом одно кольцо подпирает и поддерживает другое, дерево растет, набирает мощь – крепнет корнями, шумит кроной.
Можно сравнить год жизни области с годовым кольцом дерева. Почему нет? Мы, опираясь на определенные факты, в силах восстановить всякий из ушедших дней. Вспомнить, каким он был. Каждый из нас имеет право спросить себя со всей серьезностью о том, что он сделал, чтобы жить стало лучше. Но если мы не сделаем этого, никто нас не осудит.
Мера ответственности власти другая. С власти спрос выше: и от людей, и по Уставу региона и закону о правительстве Иркутской области – глава Приангарья обязан раз в год отчитаться перед областным парламентом о проделанной работе.
При этом каждый из нас отвечает только за себя и ближний круг родственников (и то не всегда).
Человек, принявший руководство исполнительной властью «Иркутской губернии», отвечает за благополучие каждого ее жителя.
Губернатор Дмитрий Мезенцев, отчитываясь перед депутатами Законодательного Собрания, нередко, отстраняя от себя листы доклада, пояснял проблему своими словами – волнующе и просто. Оттого «вышел» из регламента: продолжительность отчета составила 51 минуту 35 секунд. Еще 13 минут 52 секунды Дмитрий Федорович отвечал на вопросы депутатов.
Много это или мало? С точки зрения обывателя, времени отпущено маловато. Но в зале были люди, которые уже год говорят друг другу об одних и тех же проблемах, обсуждают их, не стесняясь острых углов. Каждый из них помнит, что 2009 год докатился до Приангарья под знаком мирового экономического кризиса. Основные макроэкономические показатели региона не просто снизились, а откровенно завалились набок.
Испытание кризисом регион выдержал
По итогам первого полугодия 2009 года сводный индекс промышленного производства упал на 12,3% (к аналогичному периоду 2008 года), инвестиции в основной капитал – на 20,9%, объем строительных работ – на 37,9%, реальные денежные доходы населения – на 6,8%, число безработных выросло на 74,4% и составило 36,8 тыс. человек. Размер государственного долга по состоянию на 1 января 2009 года, напротив, увеличился в сравнении с 2008 годом почти на 20%.
В этих условиях для правительства было крайне важно сохранить социальную стабильность и не растерять возможности для будущего роста. Поэтому, по признанию губернатора, шла серьезнейшая совместная работа с депутатами Законодательного Собрания, руководителями муниципальных образований. Были и споры по оперативным вопросам, и обсуждения планов развития, без которых область не имеет реального экономического будущего.
– Практика взаимодействия с председателями комитетов, с депутатами и руководством областного парламента дала серьезные результаты: только в этом году рассмотрено свыше 40 законов, внесенных областным правительством, – подчеркнул Дмитрий Мезенцев. – Я считаю это показателем углубленного партнерского взаимодействия.
Губернатор представил на суд депутатов базовые принципы ведения дел областным правительством. Но, говоря о делах области, Дмитрий Мезенцев так или иначе рассказывал про свой первый губернаторский год. Вспоминал не только про долги области перед государством, но и про долги областной власти перед жителями региона. Говорил о том, каких усилий стоило удержать цены на товары первой необходимости и продовольствие, как пришлось снижать цены на бензин и дизельное топливо.
Особый акцент губернатор сделал на важности взаимоотношений с федеральным центром. Благодаря совместной работе с президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым, с председателем правительства РФ Владимиром Путиным, федеральными министрами в регион удалось привлечь по всем формам и видам социальных программ прямое выделение субвенций и кредитование свыше 8 млрд рублей. Ликвидирована зависимость бюджета области от коммерческих кредитов. Одни проценты по этим кредитам были сопоставимы с бюджетом крупного города.
Это дало результат. В 2009 году общий объем доходов превысил уровень 2008 года на 15%. Работа с федеральным центром позволила привлечь в 2009 году дотации на сбалансированность в объеме 2,3 млрд рублей, что стало рекордной суммой за последние годы. Удалось привести расходные обязательства области в соответствие с доходами, оптимизировать порядок выдачи бюджетных кредитов муниципальным образованиям, провести инвентаризацию бюджетной сети.
В своем отчете глава Приангарья не стал замалчивать ни затруднений северных территорий, ни проблем Ангарска, Байкальска, Усолья-Сибирского, ни ситуации с учителями.
Губернатор и депутаты рассмотрели итоги работы областного правительства за целый год. И надо сказать, что они оказались лучше ожидаемого. В январе-апреле 2010 года номинальные среднедушевые денежные доходы населения Иркутской области составили 12 567 рублей (выросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,2%). Среднемесячная зарплата в области экономики в тот же период была равна 18 749 рублям (на 10,8% выше, чем год назад). Задолженность по выплате заработной платы по состоянию на 1 мая 2010 года составила 127,4 млн рублей (но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась почти вдвое). А долгов по зарплате перед бюджетниками нет.
«Просадить» потенциал нельзя
Подчас слова губернатора, обращенные к депутатам, напоминали лексику военного времени: «Летом и осенью ушедшего года мы обороняли сложный рубеж, когда обязаны были обеспечить гарантированную и своевременную выплату заработной платы бюджетникам», – это тоже подчеркивало сложность обстановки. И парламентарии, как никто другой, знают, насколько уместно глава региона употребил в этой фразе военные термины.
– Мы тогда вынужденно вместе с вами определили, что не снижаем уровень реальной зарплаты ни одному из работников бюджетной сферы! Но при этом обязаны пойти на снижение отраслевых расходов в сферах образования, культуры и здравоохранения – на 10%, – подчеркнул глава областного правительства. – Стабильность удалось сохранить. Жителям области мы своевременно и качественно предоставили весь объем гарантированных мер социальной поддержки. При этом, к сожалению, 70% всех расходов региональной казны было направлено на социальные выплаты и фонд заработной платы: цифра яркая, но она говорит об уязвимости регионального бюджета.
Именно поэтому в течение года в областной бюджет были внесены поправки, направленные на обеспечение его сбалансированности и перераспределения в сторону реализации мер по поддержанию социально-экономической устойчивости региона.
– Теперь надо двигаться дальше, вперед. Мы не имеем права, что называется, просадить потенциал, авторитет и влияние области на политической и экономической карте страны, – это, пожалуй, главный стратегический посыл, сделанный губернатором.
Исходя из этого, глава Иркутской области открыто обратился за помощью к депутатам и представителям силовых структур региона с просьбой уделять внимание перспективным направлениям экономического развития.
На самом деле, давно и безотлагательно требуют порядка ряд сфер региональной экономики, которые, что называется, пополняют областной бюджет лишь в кавычках. Например, в ушедшем году область заготовила 20,3 млн кубометров леса – абсолютное первое место в стране. Красноярский край на втором месте – 9,3 млн кубометров. Но при этом лесная отрасль по самым оптимистичным подсчетам отдала в различные уровни регионального бюджета только 1 млрд 370 млн рублей: «С учетом возврата НДС лесной комплекс области является убыточным». Как возможен такой парадокс: для страны – убыточно, а для криминала – выгодно? Это можно объяснить только существованием «теневой экономики», существующей в обход законов.
Дмитрий Мезенцев предложил депутатам более плотно обсудить проблему, говорить о повышении уровня передела. Тем более что позиция, обозначенная Владимиром Путиным на прекращение экспорта кругляка, очевидна. Губернатор нацелил работников силовых ведомств на бескомпромиссную борьбу с лесным криминалом: «Необходимо плотнее заняться этим стратегическим направлением». Но при этом подчеркнул, что благополучие сотен и сотен простых семей, которые работают в лесной отрасли, не должно пострадать.
– Мы должны думать о том, чтобы эта традиционная для региона отрасль была комфортной для людей, была престижной и давала определенно высокий заработок, – сказал Дмитрий Мезенцев. – Мы тоже понимаем, что непрозрачные схемы никогда не будут побеждены силовым блоком, если в лесу будет выгодно воровать. А если, с точки зрения экономики, будет невыгодно, то случаи нарушения действующего законодательства, как федерального, так и регионального, станут системным исключением.
Строительная отрасль – фундамент развития
И еще одна отрасль экономики, по мнению губернатора, заслуживает не только похвалы, но и повышенной заботы областного правительства, муниципальных властей и депутатов всех уровней. Иркутская область среди регионов Сибирского федерального округа по выполненным объемам строительных работ поднялась с 5-го места (2008 год) на 3-е (2009 год).
Несмотря на кризис, строителям удалось превысить уровень 2008 года по вводу жилья (103%). Правительство региона обеспечило застройщикам за счет бюджетных средств возможность завершения объектов с высокой степенью готовности. За пять месяцев 2010 года введено 197 тыс. кв. м жилья (на 34% выше уровня 2009 года).
В 2009 году в Иркутске вошел в эксплуатацию второй пусковой комплекс мостового перехода через Ангару – открыто двустороннее движение. В высокой степени готовности проект объездной дороги М-53. Это строительство автомобильного пути вокруг Иркутска началось еще в середине 90-х. Объект важен для всей транспортной системы Сибири и Дальнего Востока. Словом, всем ясно, что строительная отрасль – основа развития региона. Губернатор и депутаты Законодательного Собрания солидарны в том, что именно строительство должно стать приоритетной задачей всех уровней власти области.
Уже завершена работа по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставшим на учет по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года. Квартиры получили 478 ветеранов Великой Отечественной. Но впереди новый рубеж: еще 3427 квартир для ветеранов необходимо сдать до 1 июля следующего года.
– И мы вместе с вами должны продумать комплекс мер, которые это обеспечат, – обратился глава региона к депутатам областного парламента. – Потребуются мощные усилия по объединению шагов строительного комплекса, правительства области, отраслевого министерства и министерства финансов, чтобы эту задачу выполнить.
При формально высоких цифрах и прогнозе по 2010 году вполне оптимистичном, строительный комплекс Приангарья еще не изжил определенную инерцию, возникшую под влиянием финансового кризиса. Яркий пример тому – история «Иннокентьевской слободы». Резко осудив действия инициаторов проекта, которые привели к крупному конфликту с людьми, губернатор сообщил депутатам, что теперь этот вопрос он вынужден взять под личный контроль.
– Но прошу руководство Главного управления внутренних дел подойти более внимательно к наведению порядка в ряде тех сфер региональной экономики, которые, что называется, пополняют областной бюджет лишь в кавычках, – дал поручение «силовикам» губернатор области.
– Каждую неделю ситуацию на стройке проверяют заместитель председателя правительства области Николай Хиценко и министр строительства Руслан Болотов. Две башни из 12 в этом комплексе практически могут быть введены уже этой осенью. И с учетом принятых правительством мер, в том числе с помощью силового блока области, мы думаем, что до конца года в основном проблема должна быть решена, – подчеркнул Дмитрий Мезенцев.
А еще строители области должны потрудиться при подготовке к празднованию 350-летия областного центра: их ждет проект «Дороги Иркутска», их внимания требуют 130-й квартал и достройка ледового дворца, укрепление набережной Ангары и другие объекты. Всего на подготовку и проведение празднования 350-летия основания Иркутска предполагается направить более 7,5 млрд рублей. И цель этой объемной работы ясна: изменить градостроительную философию центральной части города, сохранив его историческую архитектуру и оживив городскую инфраструктуру современными объектами.
Власти следят за зарплатой
Независимо от стратегических линий есть важный вопрос, который, по мнению губернатора Дмитрия Мезенцева, требует постоянного и безотлагательного внимания. Это – своевременность выплат заработной платы не только в бюджетной сфере, но и в других отраслях.
– Этот вопрос – один из самых острых, значимых и в определенной степени опасных. У правительства области и депутатов Законодательного Собрания никогда не было желания вести экономию, обрезая по живому фонд оплаты труда в бюджетной сфере. Это не тот путь, который может снять социальную напряженность.
Губернатор довольно жестко напомнил всем работодателям о необходимости выполнения социальных обязательств и попросил силовиков также подключиться к решению этой проблемы.
Такое внимание дает результат. Меры, направленные на легализацию скрытой заработной платы, уже привели к тому, что 70,4% от общего количества работодателей, выплачивавших зарплату ниже среднеотраслевого уровня, увеличили ее, в том числе 45,6% – до среднеотраслевого уровня. Просроченная задолженность по выплате заработной платы работникам коммерческого сектора по состоянию на 1 мая 2010 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в 2 раза и составила 127,4 млн рублей. Задолженность перед бюджетниками отсутствует.
Коснулся губернатор и вопроса наведения дисциплины в региональной вертикали власти. Вспомнив про доклад президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву о задолженности по заработной плате в Приангарье, он упомянул и Мамско-Чуйскую историю.
– В Мамско-Чуйском районе на 10 марта была задолженность в 1 миллион 200 тысяч рублей перед работниками бюджетной сферы. При этом глава муниципалитета, как ему кажется, «имел право» выплатить премию сотрудникам аппарата муниципальной администрации более чем в 5 миллионов рублей! Дело не только в очевидном нарушении финансовой дисциплины. Дело в нарушении морально-этических норм, которое допускает власть, – оценил произошедшее губернатор Иркутской области.
Дмитрий Мезенцев подчеркнул, что такие случаи недопустимы и должны находиться в компетенции прокуратуры. По ряду территорий региона, в том числе по Мамско-Чуйскому муниципальному образованию, по Култуку, по Железнодорожному, сейчас идет прокурорская проверка: «Она даст свой результат. Мы не хотим никого стращать, но долгов по выплате заработной платы быть не должно».
Таким был минувший год – первый год работы губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева. Депутаты после отчета главы области задали ряд вопросов, высказали замечания и предложения. Заместитель председателя Законодательного Собрания Геннадий Истомин отметил, что благодаря деятельности губернатора «был совершен прорыв блокады, в которой Иркутская область находилась на федеральном уровне». По общему настрою, царившему в зале областного парламента, было понятно, что состоялся конструктивный диалог. Между ветвями власти есть взаимопонимание. Несмотря на сложные условия, правительственная команда выполнила поставленные задачи и уверенно смотрит в будущее. Подтверждение тому согласование и утверждение кандидатуры Владимира Пашкова на должность первого заместителя председателя правительства Иркутской области. Это решение депутаты приняли единогласно.
После сессии ЗС наш корреспондент Ольга Андреева попросила участников заседания, прослушавших доклад губернатора, выразить свою оценку итогов годовой работы правительства. Наиболее обстоятельные ответы мы предлагаем вашему вниманию.
Петр Мирошников, член общественного совета при ЗС, и.о. председателя Областного совета ветеранов:
– Только что мы простились с Юрием Абрамовичем Ножиковым. Ему достался очень сложный период в жизни области. Но ведь и прошедший год был нелегким. Кризис очень негативно повлиял на жизнь общества, и было бы нереально ожидать достижений. В то же время я должен сказать, что в этот далеко не лучший период благодаря стараниям депутатов ЗС, правительства области и прежде всего губернатора удалось сохранить для ветеранов и пенсионеров все льготы. Обеспечены жильем участники войны первой очереди, продолжается активная работа по предоставлению жилья всем без исключения участникам войны. Решен злободневный вопрос и продолжена хорошая практика бесплатного проезда в автобусах всех пенсионеров в садоводства. Как председатель регионального общественного благотворительного фонда ветеранов хочу сказать, что год назад мы были на грани закрытия. На расчетный счет не поступило ни рубля. Только личное внимание губернатора и председателя ЗС помогло фонду встать на ноги. За что всем большое ветеранское спасибо.
Мы положительно оцениваем работу губернатора по привлечению внимания федеральных структур к проблемам области. У предшественников Дмитрия Федоровича такого потенциала не было, это прямо надо сказать. Байкальский экономический форум, подготовка к празднованию 350-летия Иркутска и многое другое можно записать губернатору в актив. Но нельзя сказать, что все, что делается губернатором и правительством, нам понятно и нравится. Например, нам непонятно, почему так быстро ушли первые заместители или зачем губернатору надо было административными методами решать вопросы о мэрах городов Иркутска и Братска. И почему многие отраслевые программы с развитием на два-три года стали называть долгосрочными. К их разработке, по-моему, надо плотнее привлекать ученых и опытных общественников.
Владимир Якубовский, сенатор:
– Хотелось бы обратить внимание на несколько ключевых моментов в работе губернатора и правительства в прошлом году.
Во-первых, эффективная работа по уменьшению государственного долга Иркутской области. Благодаря губернатору, в прошлом году он с 12,3 миллиарда рублей сократился до 8,5 миллиарда.
Второй вопрос – это 350-летие Иркутска. Вы знаете, как не решалась эта проблема в прошлые годы. Я бы даже сказал, отрицательно относилось прежнее руководство к тем программам, которые разрабатывал город Иркутск. Ни разу правительство не внесло их в Законодательное Собрание. С приходом Дмитрия Федоровича ситуация изменилась. В кратчайший срок был подписан указ президента о праздновании юбилея, в кратчайший срок был сформирован оргкомитет. Мы знаем, что губернатор лично пошел по многим федеральным министрам, чтобы они вошли в состав оргкомитета.
Он прилагает множество усилий для эффективной работы в Москве, и результатами становятся те миллиарды рублей из федерального бюджета, о которых мы сегодня говорим. Раньше никогда такого не было. Я считаю, что работа правительства и губернатора за этот год достойна высокой оценки.
Геннадий Истомин, вице-спикер Законодательного Собрания.
– Есть позитивные моменты, которые на 100% можно отнести к деятельности губернатора. Это внимание федерального центра, посещение нашей области различными федеральными министрами. Результаты этих посещений достаточно позитивны. То, что мы сегодня стали узнаваемы на федеральном уровне, это заслуга в полном объеме губернатора Иркутской области.
Несмотря на тяжелейшее финансовое состояние в целом по России, нашей области удалось заместить кредиты на более дешевые. Свыше миллиарда рублей за счет этого было высвобождено, и мы с вами имели возможность направить их на другие цели.
Есть ряд вопросов, на которые хотелось бы обратить внимание. Устойчивое повышение экономики идет с ноября прошлого года. О каком мы кризисе говорим? Мы с вами, наоборот, наиболее четко должны выставить приоритеты развития. Как бы там ни было, малый и средний бизнес будет развиваться, он все больше будет находить ниш в экономике области. Но та система работы, с малым и средним бизнесом, которая существует сегодня, пока оставляет желать лучшего. Как пример: созданный 9 декабря Иркутский гарантийный фонд за семь месяцев выдал всего пять поручений! Гарантийные фонды микрокредитования созданы и в районах области, но многие мэры сегодня, к сожалению, не знают, для чего создаются такие фонды, что это даст муниципальному образованию, и отказываются от их создания у себя в территориях.
Область участвует только в 15 федеральных целевых программах из 53 существующих. Мне кажется, мы не всегда работаем опережающими темпами. Например, к концу этого года будет принята федеральная программа «Жилище». И мы понимаем, что начиная с 2012 года не будет никакого Фонда реформирования ЖКХ. Значит, мы уже сейчас должны думать, каким образом собственники в дальнейшем будут содержать жилье, каким образом мы должны войти еще и в эту программу, чтобы получить новые средства для дальнейшего реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства, для решения тех задач, которые встанут перед нами через два года. А они будут совершенно другие.
Это наш общий прокол, мы завязли сегодня с БЦБК, мы начинаем упускать особую экономическую зону. И есть опасность, что, построив одну зону на озере Байкал в Бурятии, федеральный центр может нам сказать: одной зоны на Байкале хватит, и Иркутская область останется на задворках. Эта тема очень серьезная.
Есть некоторые проблемы по формированию команды губернатора. Мы это видим, но в данном случае грех обижаться на Законодательное Собрание, на мой взгляд, мы создали очень комфортные условия работы для губернатора и его команды.