Блюзовый первопроходец из города-побратима
Среди множества зазывных афиш, предваряющих июньские гастроли в Иркутске артистов хороших и разных, уведомления о концертах афроамериканского гитариста и певца Элвона Джонсона в рамках V юбилейного фестиваля «Джаз на Байкале» вроде бы ничем особенным не выделялись.
Тем более что за последние годы визиты заокеанских музыкантов, преимущественно джазовых, в столицу Приангарья перестали быть явлением экзотическим. Однако приезд мистера Джонсона, вопреки всему вышесказанному, оказался явлением уникальным и знаковым, во всяком случае, на нашем гастрольно-концертном пространстве.
Дело в том, что Элвон исполняет блюз – музыку, которую у нас любят практически все, независимо от иных жанровых предпочтений, но знают исключительно по аудио- и DVD-записям. Не знаю, случайно или намеренно организаторы мини-тура Джонсона выбрали для Иркутска и Ангарска именно клубный формат, но выбор продюсерского центра «Джаз на Байкале» оказался верным. И ночной концерт в ангарской «Beer-логе» 12 июня, и вечерний в иркутском «Париже» двумя днями позже были предельно искренни и горячи.
Первая же «ария заморского гостя» в сопровождении нашего «Доктора Джаза» – знаменитый блюз из репертуара Рея Чарльза Let The Good Times Roll – создала удивительную атмосферу единения исполнителей и слушателей. Такое бывает редко даже в самой интимной аудитории. Джонсон, не расставаясь с микрофоном и гитарой, ловко мигрировал от к столика к столику. При этом он ненавязчиво, но весьма убедительно приглашал публику к непосредственному участию в действе. И зрители откликнулись! Кто-то выпевал рефрены вместе с Элвоном, кто-то брал первую ноту его фантастических гитарных соло. Не хватало только танцев, но и они не заставили себя ждать!
Кто-то из наших «акул пера», традиционно не утруждая себя оригинальностью вопросов, поинтересовался у Элвона, какие ощущения он испытал, впервые ступив на иркутскую землю. На что артист, прилетевший в Иркутск за несколько часов до концерта и наблюдавший красоты сибирской природы в лучшем случае из окна автомобиля на федеральной трассе М-53, лукаво улыбнувшись, ответил: «Я вспомнил, что наш Юджин и ваш Иркутск – города побратимы. И мне сразу захотелось сказать: «Привет, братан!»
Что касается главного – исполнительского мастерства, то его высочайший уровень у обладателя легендарной блюзовой фамилии, похоже, в крови. Хотя сам Элвон (между прочим, лучший блюзовый гитарист 2005-го в анкете авторитетнейшего профильного издания Guitar Player и солист легендарной вокальной группы The Coasters времен ее введения в «Зал славы рок-н-ролла») весьма лестно отзывался об игре своих партнеров Евгения Середкина, Сергея Кушилкина, Юрия Куртилова и Александра Филиппова.
Музыканты «Доктора Джаза», изрядно поднаторевшие за последний год в сотрудничестве с североамериканскими джазменами, моментально освоились и весьма достойно проявили себя в несколько непривычной для манеры ансамбля блюзовой эстетике, что приятно удивило Джонсона. Однако наша публика восприняла искусное и слаженное взаимодействие солиста и группы как нечто само собой разумеющееся. И это, пожалуй, главная похвала группе!
Близко познакомившись, можно сказать, сдружившись с Элвоном за эти два незабываемых вечера, я не мог поверить лишь в одно: в следующем году ему исполняется 60! Впрочем, в это не верил никто из посвященных, и даже юные леди давали ему на вид не более 35–40 лет! Одна из них попыталась выяснить у Джонсона «секрет вечной молодости». И блюзовый первопроходец Сибири на этот раз без тени лукавства сказал: «Я до сих пор получаю огромное удовольствие от того, что делаю в студии и на сцене!» Видимо, неправ все-таки неизвестный автор расхожего определения: «Блюз – это когда хорошему человеку плохо».
Блюз – это когда хорошему человеку хорошо! И всем окружающим его хорошим людям – тоже!