Что нам всем делать, чтобы изменить ситуацию?
Депутаты обсудили социальные причины наркомании
Тема «О ситуации и мерах по предупреждению распространения наркомании и токсикомании в Иркутской области» стала предметом обсуждения на депутатских слушаниях, которые прошли с участием членов правительства. Формат высказываний здесь был разным. Мы предлагаем вашему вниманию изложение и фрагменты наиболее интересных выступлений.
Российский рынок наркоторговли оценивается в 13 млрд долларов ежегодно. Борьба за него идет нешуточная. До 90% героина, поступающего в Россию, афганского происхождения. Иркутская область в силу географического положения является транзитной базой для Якутии и Дальнего Востока, поэтому маршруты большинства наркокурьеров пролегают через нашу область. У нас официально на 100 тыс. населения 475 наркозависимых. В среднем по России эта цифра составляет 252 человека, по Сибирскому федеральному округу 409. Безусловно, за последние годы ситуация несколько стабилизировалась. По опросам, 80% школьников отрицательно относятся к употреблению наркотиков, но при этом «травку покурить» считается в подростковой среде «вполне нормальным». В Иркутской области 735 га засеяно коноплей, и из-за кризиса в прошлом году ее не уничтожали. В этом году 800 тыс. рублей выделены бюджетом на борьбу с конопляниками.
– Сколько лет мы обсуждаем эту тему, столько констатируем: у нас самый высокий уровень потребления наркотиков, -– отметила депутат Наталья Дикусарва. – У меня очень простой вопрос: «Что нам всем делать, чтобы изменить ситуацию, или она настолько зависит от внешних причин, что мы повлиять на нее не можем?»
– Наркомания – болезнь социальная. Когда нет денег и работы, всегда находятся те, кто пойдет заготавливать коноплю. Мы должны избавить человека от жизненной безысходности, – высказал свою точку зрения Юрий Гуртовой. – Он должен четко представлять свою социальную перспективу.
– Уважаемый Юрий Александрович, – обратилась депутат Виктория Дворниченко.– Сколько спортивных площадок, нормальных развлекательных учреждений для нашей молодежи строится в области? Что мы в этом направлении делаем?
Председатель ЗС Людмила Берлина предложила адресовать этот вопрос министру по физической культуре, спорту и молодежной политике Константину Волкову.
Министр рассказал, что государственная целевая программа развития физической культуры и спорта на 2009–2011 годы предусматривала расходы в сумме 363 млн рублей.
– В прошлом году предполагалось, что она будет профинансирована на 80 миллионов рублей, которые пойдут на строительство спортивных сооружений. В этом году планировалось израсходовать 220 миллионов рублей. В итоге же в прошлом году было реально израсходовано 10 миллионов рублей, в этом – 20. То есть эта программа хронически недофинансируется. Мы возлагаем надежды на следующий год, где в планах значатся 323 миллиона рублей. У нас есть объекты, которые находятся в высокой степени готовности, и их можно достроить хоть завтра. Люди хотят иметь качественные спортивные сооружения, футбольные поля с синтетическим покрытием.
Людмила Берлина:
– Наверное, надо исходить из наших ресурсов, если невозможно соответствовать мировым стандартам, может, стоит детский спорт поддерживать и на не очень приспособленных площадках?
Константин Волков (после паузы):
– На самом деле это не такие большие деньги в масштабах области…
Людмила Берлина:
– Пожалуйста, следующий вопрос.
Депутат Татьяна Семейкина:
– Мы предусматривали на этот год изготовление проектной документации для модульных спортивных залов, чтобы потом мы могли эти модули использовать по всей области. Как здесь обстоят дела?
Константин Волков:
– Разработчиком и исполнителем этой программы является министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике. Но реализует мероприятия по программе министерство строительства. На сегодняшний день заказ на разработку этой проектно-сметной документации через агентство госзаказа еще не размещен.
Людмила Берлина:
– Уважаемые депутаты, я хочу обратиться к вам и дать поручение комитету (по здравоохранению и социальной защите. – Авт.) рассмотреть эту тему, может быть, потребуется и депутатский запрос, чтобы взять на контроль. В сентябре мы должны вернуться к этой теме.
Депутат Светлана Дитрих:
– Достаточно серьезная тема – это строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в Ангарске и в Братске. Но мы застреваем на самой начальной стадии. У нас камень преткновения – невозможность пройти государственную экспертизу. Мне кажется, разумна какая-то помощь правительства, чтобы все быстрее рассматривалось, чтобы мы не упускали такие важные объекты, которые у нас сегодня не строятся.
Константин Волков:
– Надо смотреть конкретно по объектам. Значит, некачественно отработана проектно-сметная документация, недостаточно средств.
Светлана Дитрих:
– Есть деньги на изготовление проектно-сметной документации. Освоения нет.
Людмила Берлина:
– По большому счету мы видим нескоординированность работы различных структур. Министерство не знает об этой проблеме, потому что все зависло во вневедомственной экспертизе. Мы должны, ставя перед собой задачу и борясь за здоровый образ жизни, делать что-то в комплексе, а не так: каждый свое сделал, а что с костюмом – не известно.
Депутат Антон Романов полагает, что для эффективной борьбы с наркоманией необходимо всего две вещи – государственный подход и организационный ресурс.
– Чтобы не быть голословным, приведу вам пример Краснодарского края. Их программа лучшая в стране по профилактике наркомании.
Как рассказал депутат, здесь ежегодно на профилактику наркомании тратиться около 30 млн рублей. Итог – за последние три года количество наркозависимых в крае сократилось в четыре раза. При этом никаких фантастических методов Краснодар не практикует.
Во-первых, краевой бюджет содержит 680 школьных инспекторов. В среднем – один инспектор на две школы. Они получают зарплату как сотрудники милиции плюс 2 тыс. рублей доплаты из краевого бюджета.
– Мы пошли по пути создания наркопостов при школах, а это не тот путь, – уверен депутат.– Милиционер есть милиционер – он и с комиссией по делам несовершеннолетних может работать и вести розыскную работу, да и просто от одного его присутствия дисциплины больше.
Также в крае созданы мобильные казачьи группы, которые занимаются уничтожением дикорастущей конопли. Ее там, по естественным причинам, произрастает на порядок больше, чем у нас. За 9 месяцев прошлого года в СМИ вышло 1400 сюжетов, посвященных профилактике наркомании.
За три года построено 350 спортивных площадок с искусственным покрытием и искусственным освещением размером 35 на 45 м. Стоимость каждой 3 млн рублей. Несмотря на кризис, в этом году построили еще 50 таких площадок. По программе «Единой России» за три года построен 31 спортивный комплекс. Из них 8 плавательных бассейнов, 8 ледовых дворцов, остальные универсальные спортивные комплексы. Общее финансирование порядка 5 млрд рублей. Открыто 223 детских спортивных школы, в которых занимается каждый третий ребенок в крае. В летний период таких детей становится в два раза больше.
И этот опыт, по мнению депутата, надо внедрять.
– Мы прописали в программе, что должны выдать тысячу брошюр милиционерам. Им этого не надо, они и так все знают. Все знают завучи по внеклассной работе. Вооружите их наркотестерами. Через десять минут можно узнать, какие из пяти видов наркотиков принимал ребенок за последние две недели. А пока мы только расписываемся в своей беспомощности и поощряем безнаказанность.
Против таких методов выступил заместитель начальника Управления ФСКН РФ по Иркутской области Владислав Музейник:
– Нет нормативной базы, по которой принудительно можно тестировать школьников на наркоманию. Алкоголиков можно привлекать, а наркозависимых нет.
– Но родителям мы можем дать эту возможность? – предположила Людмила Берлина. – Они там без всяких законов протестируют своих детей, потому что это беспокойство для родителей, прежде всего.
– Никто не обращался, – парировал Владислав Музейник.
– Так никто и не предлагал. Многие родители сами пойдут и купят этот тестер, но люди просто не знают об этом.
В итоге диалога, кроме договоренности о том, чтобы вернуться осенью к вопросу о строительстве физкультурно-оздоровительных комплексов в Ангарске и Братске, предложено при Общественной палате Иркутской области создать комиссию по контролю за деятельностью общественных организаций, оказывающих услуги по реабилитации наркозависимых. Сегодня в области таких центров – 28 и только два имеют государственный статус. Создание остальных является частной инициативой, и очень многие имеют ярко выраженный религиозный характер. Всем депутатам предложено провести всесторонний мониторинг по изучению ситуации с наркозависимыми на территории области.