Бе-200: взгляд изнутри

МЧС провел учения на «летающей лодке»

На днях в Приангарье прошли совместные учения спасателей МЧС России из Москвы, Красноярска и Иркутска. Многие иркутяне, отдыхавшие на Иркутском водохранилище в районе деревни Ново-Грудинино Иркутского района, имели возможность разглядеть вблизи работу гордости авиации МЧС России – самолета-амфибии Бе-200 ЧС. Сотрудник пресс-службы Главного управления МЧС России по Иркутской области ЛЮБОВЬ ГАБЕЕВА совершила полет на самолете и «изнутри» посмотрела на работу экипажа уникального воздушного судна.

Признаюсь, что предложение совершить полет на самолете Бе-200 ЧС показалось мне весьма заманчивым. Еще бы: оказаться на борту лучшего в мире самолета по тушению лесных пожаров – редкая удача. По комплексу своих характеристик Бе-200 ЧС не имеет аналогов в мире. Он может приземляться на воду с забором 12 тонн воды и без дополнительной заправки горючим доставить к месту пожара до 300 тонн. Это воздушное судно используют и как десантный борт, а также для перевозки грузов, для оказания помощи терпящим бедствием кораблям и т.д. Поэтому я без малейших колебаний согласилась и отправилась покорять воздушное пространство… Итак, обо всем по порядку.

Рассекая волны

12.00 иркутского времени. Аэропорт. Все в томительном ожидании. В этот раз трудяга Бе-200 ЧС не будет совершать «боевой» вылет на тушение пожара. Сегодня перед экипажем воздушного судна поставлена не менее сложная задача – доставка спасателей к месту проведения учебных аварийно-спасательных работ на акваторию Иркутского водохранилища и тренировочный забор воды.

Сначала ознакомительный этап. Спасатели осматривают оборудование – это две резиновые лодки. Предварительно нужно их привести в состояние полной готовности: накачать воздух, проверить, все ли исправно.

Когда заходишь внутрь этой махины, поневоле начинаешь испытывать чувство страха. Сразу возникает вопрос – как может такая громада летать? Внутри спокойно размещается различное спасательное оборудование, которое спасатели будут использовать для работы.

Мгновение и… Бе-200 выходит на взлетную полосу. Постепенно набирает огромную скорость. Потом резко взмывает ввысь. Сердце замирает от необычных ощущений. Совершенно новые чувства, ведь до этого на самолете мне летать не приходилось. Адреналина в крови моментально прибавилось.

Внизу картины быстро меняются. Весь город как на ладони. Дома кажутся такими маленькими, игрушечными. По ниткам дорог едут машины. На земле жизнь идет своим чередом… А ты ощущаешь происходящее как ирреальность.

…Пролетаем над водной гладью. Я в предвкушении – когда же наконец произойдет то, что отличает этот самолет-амфибию от всех других – приземление на воду? Бе-200 тихо снижается. В тот момент, когда его передняя часть касается воды, начинает сильно трясти. Самолет-амфибия опускается на воду и с огромной скоростью скользит по водной глади. Потом тихо-тихо останавливается и замирает на аквадроме, специально подготовленном сотрудниками Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Иркутской области.

Специалисты ГИМС обеспечивают беспрепятственную работу воздушного судна на акватории.

– Наша основная задача – это подготовка аквадрома. Для этого мы выстраиваемся прямоугольником длиной 3,5 километра и шириной 300 метров. Также производим охрану акватории, – говорит начальник Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области Радик Субханкулов. – Накануне наши инспекторы провели тщательный осмотр поверхности водохранилища. Аквадром должен быть чист для беспрепятственного забора воды. Жители близлежащих населенных пунктов заранее были предупреждены о запрете выхода на маломерных судах.

На счету – каждая минута. Спасателям предстоит отработать поиск и спасение людей на водных объектах, а пилотам – отточить мастерство по забору и сбросу воды. Поэтому спасатели московских отрядов «Центроспас» и «Лидер», красноярцы и специалисты Байкальского поисково-спасательного отряда сразу же приступают к тренировкам. Руководит учениями представителей аварийно-спасательных подразделений заслуженный спасатель РФ Александр Сухов. По легенде спасатели должны обнаружить место условного происшествия и забрать «пострадавших» на борт самолета. Для этого сначала нужно лодки из самолета спустить на воду. Спасатели блестяще справляются с задачей. Потом начинается тренировка.

Ювелирная работа самолета-амфибии

Пока они занимаются своим нелегким делом, я иду в кабину к пилотам. По словам командира Бе-200 ЧС Владимира Крузе, с погодными условиями в этот день очень повезло:

– Метеоусловия позволяют выполнять тренировку. Погода отличная. На водохранилище сегодня практически нет волн, только небольшая рябь. Чаще мы работаем в более сложных условиях.  

Руководитель учений оценил работу спасателей положительно. Как рассказал Александр Сухов, еще одной важной целью полета является ознакомление специально подготовленных экипажей с условиями работы на территории и прилегающих акваториях Иркутской области при ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на водных объектах. Именно поэтому в тренировке впервые участвуют иркутские спасатели, у которых под охраной, то есть в зоне реагирования, огромная водная акватория – Байкал. А там несчастные случаи нередки…

Спасатель первого класса Байкальского поисково-спасательного отряда Вячеслав Лаврентьев делится впечатлениями:

– Это уникальные учения, мы очень рады, что принимаем в них участие, так как наш отряд прикрывает территорию Байкала. Те знания, которые мы приобрели, посмотрев на опытных коллег из Москвы, Красноярска, несомненно, пригодятся нам в дальнейшей работе.  

Далее нас ожидает не менее интересный этап – это тренировочный забор и сброс 12 тонн воды самолетом-амфибией. Более опытные пилоты обучают своих коллег. Это очень тонкая, сложная, ответственная, ювелирная работа. Процесс должен быть отработанным до мелочей. Нужно обладать высочайшим мастерством и быть профессионалом, чтобы сесть за штурвал подобной машины.

Бе-200 ЧС взлетает. Делает круг и возвращается к аквадрому. Я имею возможность убедиться, что приземление и забор воды – две абсолютно разные вещи. При заборе самолет в режиме глиссирования скачкообразно двигается, едва касаясь воды. В открытые водозаборники машина набирает 12 тонн воды и взлетает. Через какое-то время плоское дно амфибии открывается, и мощная волна воды длиною 100 метров извергается из чрева Бе-200 ЧС. В самолете раздается гулкий звук, будто что-то упало. Как советуют специалисты, чтобы сильно не укачивало, в момент сброса воды нужно приподниматься. Тогда ощущения становятся менее неприятными. Избавившись от груза, самолет взмывает ввысь, чтобы, совершив круг, вновь вернуться на аквадром… В тот день подобных тренировочных полетов было совершено более десятка.

Наконец, мы приземляемся, я пересаживаюсь в катер ГИМС и, проводив взглядом улетающий Бе-200 ЧС, с огромной радостью направляюсь к берегу…

 

Справка

С нынешнего года Бе-200 ЧС будет базироваться на территории Сибирского регионального центра. Этим летом самолет-амфибия уже привлекался на тушение лесных пожаров, когда их площадь достигла более 2,5 гектара. 31 мая в Иркутском районе бушевало 22 пожара, в результате чего с 1 июня был введен режим ЧС. Руководством Сибирского регионального центра МЧС России было принято решение привлечь для тушения самолет Бе-200 ЧС. Два дня авиация боролась с пожарами в районе Большого Голоустного, Листвянки и Большой Речки. Применение авиационной техники помогло сократить площадь действующих лесных пожаров.