Погребальные маски древней Хакасии
Можно увидеть в иркутском художественном музее
Уникальная возможность увидеть, как выглядели предки сибиряков 1,5-2 тыс. лет назад, теперь есть у жителей столицы Приангарья. В Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева открылась фотовыставка «Лики древней Хакасии». На ней представлено около 100 фотографий, артефактов выполненных методом световой кисти.
Сами маски хранятся в Эрмитаже, Государственном историческом и Музее искусств народов Востока, в региональном краеведческом музее им. И.М. Мартьянова в Минусинске, в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова и в музее Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова в Абакане. Автором идеи создания такой экспозиции выступил кандидат физико-математических наук Сергей Нарылков, в качестве фотографа на проекте работал Борис Долинин.
– Я подумал, почему народ рвется смотреть маски Тутанхамона, а также римские, африканские маски, а культурой наших далеких предков пренебрегает, – рассказал Сергей Нарылков. – Решил, что это от неосведомленности, и мы начали исправлять несправедливость. Вести переписку с музеями, добиваться разрешения на съемки. В результате была собрана эта коллекция.
Выставка в Иркутске – 15-я по счету, до этого экспозиция побывала в 12 городах России, Казахстане и Финляндии. И везде пользовалась неизменным интересом у публики. Несмотря на жутковатый вид (все-таки люди, ставшие моделями древних скульпторов, уже были мертвы), маски, безусловно, будут интересны как специалистам, так и обычным посетителям.
– Это так называемые таштыкские погребальные маски 1–5-го веков нашей эры, то есть некоторые из людей, возможно, – ровесники Христа, – подчеркнул Сергей Нарылков. – Кстати, сам обряд погребения возник на берегах Енисея, где гунны смешались со скифами. В результате возник смежный обряд погребения, ведь скифы сжигали своих мертвецов, а гунны хоронили в земле. Но так как о человеке нужно было оставить память, тело сжигали, но после изготавливали куклу.
Куклу шили, тело набивали травой, а в голову, сделанную из кусочков кожи, вкладывали прах, сверху надевали маску, вылепленную из глины. Потом лжемумию укладывали в курган и снова сжигали. Поэтому целых масок практически не сохранилось. Археологи считают, что первые найденные маски изготавливались как посмертный слепок, ведь на них были обнаружены остатки эпителия и волос. Но последующие уже были в чистом виде скульптурой, максимально приближенной к умершему человеку. Ученые считают, что в результате даже образовалась целая каста жрецов-художников. Кстати, маски, представленные в экспозиции, – результат археологических раскопок за последние 130 лет.
– Интересно, что люди, для которых делали маски, принадлежали к смешанной расе, – отметил Сергей Нарылков. – Ведь скифы были европеоиды, а гунны – монголоиды, известно, что хакасы предки и тех и других. Другая любопытная особенность – это красные спирали, круги и полосы на масках. Считается, что спирали изображены на лицах женщин, а полосы – у мужчин. Некоторые ученые думают, что это посмертная раскраска, а другие утверждают, что это татуировки. Последняя, кстати, более вероятная версия, ведь в Эрмитаже есть мумия из Хакасии, на которой после фотографирования ультрафиолетом также обнаружили подобные татуировки.
Выставка будет работать в Иркутске до 18 июля. А после этого по линии Министерства иностранных дел отправится в Польшу, Чехию, Венгрию и другие страны.