Междугородные маршруты выставят на конкурс
Правительство Иркутской области одобрило проект закона об организации автотранспортного обслуживания населения между муниципалитетами, который должен упорядочить автоперевозки. Власти предлагают передавать перевозчикам маршруты на конкурсной основе, а за автобусами установить спутниковый контроль. Перевозчики говорят, что закон будет работать лишь в том случае, если власти разработают подзаконные акты, к примеру положение о проведении конкурсов.
Сейчас в Иркутской области зарегистрировано 32,9 тыс. автобусов разной вместимости, 124 пассажирских перевозчика, работающих на 346 пригородных и междугородных маршрутах. Количество выданных лицензий на перевозку людей – 6,6 тыс. Объем рынка перевозок в 2009 году, по данным властей, составил 4 млрд рублей. Но этот рынок, скорее, напоминает хаос, сказал на заседании правительства замминистра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Дмитрий Разумов. По его словам, перевозчики, не имеющие разрешений, применяют к лицензированным перевозчикам “недобросовестные меры конкуренции”. К примеру – перехватывают пассажиров на станциях отправления, запугивают водителей, бьют стекла. И количество ДТП с участием автобусов растет, добавил чиновник. По данным ГИБДД, за пять месяцев 2010 года водители транспортных компаний, имеющих лицензии, совершили на 40% больше аварий, чем за аналогичный период прошлого года.
Упорядочить перевозки должен разработанный министерством ЖКХ закон об организации автотранспортного обслуживания населения между муниципалитетами. Похожий закон уже есть, к примеру, в Бурятии, но он, скорее, декларативный, а реальных полномочий у властей нет, пояснил замдиректора Института законодательства и правовой информации Владимир Подшивалов.
Иркутский проект закона предлагает проводить конкурсы по маршрутам, которые власти собираются отдавать на обслуживание на пять лет. На тендер правительство намерено выставить как прибыльные маршруты, так и убыточные – в последнем случае власти собираются компенсировать недостающую стоимость. Дмитрий Разумов пообещал, что рентабельность перевозок у транспортной компании или индивидуального предпринимателя, занимающегося таким бизнесом, составит не менее 25%.
Сами автобусы власти предлагают оснастить терминалами спутниковой связи GPS и «Глонасс», то есть диспетчеры будут следить за передвижением машин. Сейчас спутниковые терминалы стоят только на рейсе Иркутск – Братск, который выполняют автобусы из ОАО «Автоколонна 1880».
Экономический эффект от введения закона Дмитрий Разумов оценил в виде ежегодных поступлений в бюджет. Сейчас область получает от транспортных компаний 56 млн рублей в качестве налогов, а будет 500 млн, посчитал замминистра.
В ответ на это вице-спикер Заксобрания Геннадий Истомин сказал, что поступления по налогам еще предстоит проанализировать. Он порекомендовал замминистра больше не озвучивать суммы налогов – по мнению вице-спикера, так можно «спровоцировать реакцию отторжения» у перевозчиков. Сенатор от Иркутской области Владимир Якубовский предложил разработанным законом регулировать и перевозки внутри муниципалитетов, но ему объяснили, что у области таких полномочий нет.
Заместитель председателя Ассоциации маршрутных такси Иркутска Алексей Колмаков инициативу властей поддерживает, но говорит, что после принятия закона придется разработать не один десяток подзаконных актов. Если закон предписывает проводить тендеры по маршрутам, то, как говорит собеседник «Областной», придется писать положение об их проведении, где главным критерием отбора победителей может рассматриваться либо безопасность пассажиров, либо стоимость проезда, вместимость автобусов или наличие материально-технической базы перевозчика.
– Закон содержит общие понятия, а силу ему должны придать детали, которые содержаться в подзаконных актах, – объясняет Алексей Колмаков и добавляет при этом: главное, чтобы закон не привел к переделу рынка межмуниципальных перевозок.
Согласно планам Министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи, законопроект поступит в ЗС в октябре, а в феврале-марте 2011 года он должен заработать.