02.07.2010 12:00
Рубрики
Культура
02.07.2010 12:00

С перерывом в 100 лет

В Бохане возродили священный обряд Тайлаган

Целый век гора Боохада в Идынской долине не видела такого массового молебна бурятским божествам эжинам. И вот в наши дни традицию, уходящую своими корнями в далекое прошлое, возродили. Сотни бурят со всей Иркутской области съехались в Бохан, чтобы вместе произнести молитву духам и попросить у них мира, добра, счастья для себя, своих детей и внуков. А в качестве даров божествам были принесены в жертву лошадь и овцы.

Старейшина Мааха, в миру Терентий Шабаев, здесь известен всем. К его слову прислушивается любой бурят в Усть-Ордынском округе. Возрождение массового Тайлагана на боханской горе Боохада во многом заслуга Маахи. Сотни людей съехались со всех уголков Приангарья, чтобы впервые за 100 лет провести в этом месте масштабный молебен божествам Заян убугэн и Зарлик ту хэ.

– Каждый сегодня просит добра, счастья для себя, своих детей и внуков, чтобы в семье было благоденствие, вырос хороший урожай, родился и не болел скот, – рассказывает Терентий Шабаев.

На горе только одни мужчины, женщинам на Шаман-гору хода нет, таков обычай. А вот в национальном плане ограничений нет, все, кто разделяет шаманские традиции, бурятское отношение к природе званые гости для местных жителей.

У главного костра – шэре – молится шаман со старейшинами. Остальные участники молебна стоят у своих очагов, капают в огонь тарасун, приносят в дар духам традиционные для кочевников молочные продукты – саламат, блины, творог. У каждого села отдельный шэре и ориентир для эжинов – березовый куст, на который повязаны белые и синие ленточки. За березу заходить нельзя, но не все это соблюдают, поэтому шаману Игорю Олзоеву приходится периодически прогонять нарушителей обряда.

– Такой большой Тайлаган не проходил уже около 100 лет, поэтому неудивительно, что люди не до конца знают правила поведения, – говорит шаман.

Шаманскому роду Олзоевых уже несколько веков, сегодня потомку именно этого рода выпала честь произнести главную молитву. Игорь Олзоев рассказывает, что до революции Тайлаган у подножия горы проводился регулярно. Здесь лежал огромный камень, на котором были выбиты шаманские символы. Рядом рос тальник и бежал целебный ручей. Буряты со всей долины приходили сюда молиться, пили воду, умывали лицо. Говорят, что во время эпидемий приводили и скот, поили его из источника – и падеж прекращался.

– А потом бурят-шаманистов стали чуть ли не насильственно обращать в христианство. Камень распилили и куда-то увезли, тальник вырубили, а источник иссушили. Местные жители посчитали это место оскверненным – и больше Тайлаган не проводился, – продолжил шаман.

В качестве главной жертвы духам была принесена лошадь и две овцы. С животных сняли шкуры, которые в конце обряда должны сгореть на главном костре. Мясо же сварили в десятках котлов, чтобы потом дать его вкусить всем желающим, в том числе и женщинам, ожидающим своих мужей у подножия горы. Кстати, сейчас жертвоприношение гораздо скромнее, когда-то в Тайлаган в дар духам приносили 24 лошади и 48 овец. Но это, наверное, единственное отличие от обряда 100-летней давности.

Под молитвенные возгласы «Аи хурай» дары были сожжены на главном шэре, и в этот момент все присутствующие верили, что эжин почтил их своим присутствием.

Но помимо религиозной составляющей Тайлаган, отмечали многие, напомнил бурятам из разных уголков о том, что у них есть общие корни и традиции и их нужно помнить и хранить.