Разлука длиною в 63 года
На Нижнеудинском перроне вокзала встретились и обнялись два седовласых человека. Они не виделись 63 года. Родным братьям – Александру и Андрею Сарабаховым – помогли увидеть друг друга неустанный поиск и вера.
Сразу после войны семью Сарабаха – Стаха и Анну с четырьмя детьми – выслали в Сибирь, из Западной Украины. Время было суровое. В Усолье-Сибирском Стах, Анна и их старшая дочь Катя умерли от тифа, а остальных детей – Андрея, Сашу и Рузю – распредели по разным детским домам.
Андрею было 9 лет, а Саше только два годика. Андрей Стахович не любит вспоминать, как бежал он за подводой, увозившей младшего братика, как плакал и просил оставить их вместе. С сестрой Рузей они встретились спустя много лет и решили больше никогда не расставаться. А след Саши потерялся. Они искали, как могли и где могли. Удалось только выяснить, что брат был усыновлен, а тайна усыновления, как известно, не подлежит разглашению.
Из той скупой информации, что им удалось узнать, было точно известно, что Саша был усыновлен в 1947 году семьей Волковых. Письма полетели по всей стране: все, кого звали Александр Волков, получили запрос от семьи Сарабаховых (кстати, в Сибири фамилию Сарабаха изменили паспортисты – для удобства). Отовсюду в Нижнеудинск приходил вежливый ответ, что никакого отношения к Сарабаховым они не имеют. И наконец, из Алма-Аты ответил Александр Иванович Волков. Ответ тоже был отрицательный, что он родился в Усоль-Сибирском в семье фронтовика. Это уже было «горячо». В Алма-Ату Павел Сарабахов (сын Андрея) отправил некоторые подробности, от которых у Александра Ивановича было эмоциональное потрясение.
Когда братья обменялись фотографиями, когда вышли на видеосвязь по интернет-скайпу, то все сомнения отпали. Слишком очевидное сходство… Все дети Стаха и Анны, получив образование, трудились честно и много. Александр Иванович всю жизнь прожил в Алма-Ате, стал крупным железнодорожным начальником, а сейчас находится на заслуженном отдыхе. Он очень благодарен отчиму-фронтовику, который поднял его на ноги, воспитал и привил уважение к труду. Его брат – сибиряк Андрей всю жизнь проработал в сфере строительства города Нижнеудинска. А сестра Рузя в народном образовании Балаганского района.
Род Сарабаха (так изначально звучит их фамилия, в переводе с тюркского – «светлая голова») оказался крепким и сильным. Между собой дружны не только они, но и их дети и внуки. Несколько лет назад Андрей Сарабахов вместе со своими детьми и сестрой Рузалией ездил в Западную Украину, родное село Черница Львовской области. Спустя полвека память детства безошибочно повела его по знакомым местам. Он помнит, где стоял колодец, где росли яблони и вишни. Помнит, как их увозили в товарняке. Его память хранит воспоминания о детском доме в Икее и о теплом отцовском отношении директора. Детдом, работа на Севере, затем Сибирь были суровой, но по-настоящему мужской жизненной долей. Андрею Стаховичу предложили остаться в Западной Украине. Там гарантировали возвращение родового поместья, которым владел еще его дед, но он отказался. Сибирь для него теперь вся его жизнь.
Погостив несколько дней в Нижнеудинске, братья отправились к своей сестре Рузалии в село Веренка Заларинского района.