Недоверие к телефону доверия
Подвигло наших корреспондентов на исследование
Недавно на территории Иркутской области начал действовать единый общероссийский телефон доверия 8-800-350-40-50. Эта служба должна стать основным элементом проведения общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми и способствовать профилактике насилия.
Набрав номер с редакционного телефона, мы не услышали ответа. Оказалось, в данный момент на горячую линию можно дозвониться только с сотового. Сегодня сотрудники телефона доверия получают от подростков из Иркутской области до 50 звонков в неделю. Более подробную статистику куратор телефона на территории области – министерство социального развития, опеки и попечительства регионального правительства – обещает представить к концу августа, а пока что отрабатываются механизмы общения с детьми и способы взаимодействия с социальными службами.
«В данный момент мы делаем акцент на психологической поддержке детей в трудной жизненной ситуации. На случай, когда срочно надо вызвать наряд милиции, есть телефон 02. Конечно, наши сотрудники сообщают обо всех требующих того тревожных звонках в соответствующие органы, но это не первостепенная цель. Гораздо важнее для ребенка, позвонившего на горячую линию, получить моральную поддержку, понимание и внимание», – прокомментировала необходимость создания телефона доверия заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Татьяна Плетан.
С 15 июня в области появился еще один номер телефона доверия непосредственно при самом министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Его номер (3952) 32-48-90. На линии круглосуточно дежурит один из четырех квалифицированных психологов. Задача специалиста также состоит в том, чтобы морально поддержать ребенка, помочь разобраться в жизненной ситуации, в чувствах и переживаниях.
Сотрудник местного телефона доверия Нина не стала раскрывать свою фамилию, но пояснила, что за психологической помощью к работникам горячей линии обращаются не только сами дети, но и родители, бабушки, у которых есть трудности в отношениях с отпрысками: «За месяц работы мы приняли около 100 звонков. Ничего сверх ординарного они не содержали. Кстати, у нас в общении с собеседником сохраняется полная анонимность. К счастью, информации о жестоком обращении к нам пока не поступало. Недавно, правда, звонил мальчишка, говорил, что его мама злая, но в трубке четко были слышны смешки».
Вообще, насколько этично обращаться с жалобами на родителей к кому бы то ни было, ведь в русской культуре принято не выносить сор из избы? Этот вопрос мы задали специалистам, призванным заниматься работой с детьми.
Начальник отдела по защите прав семьи, материнства и детства аппарата Уполномоченного по правам человека в Иркутской области Людмила Коршунова заметила, что далеко не каждый школьник готов воспользоваться телефоном доверия:
– Вынесение личных и семейных проблем на суд общественности многие считают неприличным. К тому же школьники 16-17 лет убеждены, что «мать есть мать». И потому проблема открытости самих детей для нововведения встает довольно остро.
– Чтобы человек был готов поделиться своей проблемой со специалистом телефона доверия, он должен быть более или менее осведомлен о данной услуге. Во-вторых, у него должна быть сформирована уверенность, в том числе и на подсознательном уровне, что здесь ему окажут необходимую помощь и поддержку. В-третьих, он не должен переживать за последствия такого обращения. Соблюсти все эти критерии можно, но сложно сделать это одномоментно. Я полагаю, со школьниками необходимо проводить хотя бы разъяснительные беседы в учебных заведениях. К внедрению телефона доверия нужен комплексный подход, иначе мы не получим того результата, который ожидаем, – полагает Владимир Литвинов, руководитель некоммерческого партнерства Социально– психологический центр помощи детям и взрослым «Диалог»
– Каждый ребенок, педагог и родитель должны быть уверены, что их проблема останется конфиденциальной. Пока такой уверенности у многих нет. И это создает сложности в работе. Людям необходимо знать, что звонок на горячую линию не станет достоянием гласности, что о нем не напишут газеты, не узнает милиционер или директор школы. Мы должны помнить, что право на защиту частной жизни есть и у ребенка, – подчеркнула Марианна Садовникова, руководитель иркутского молодежного фонда правозащитников “Ювента”, член Общественной палаты Иркутской области.
Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области провело опрос на тему: «К кому вы обратитесь за помощью, если станете жертвой преступления?» Варианты ответов были такими: большинство молодых людей обратятся в правоохранительные органы. Второй по популярности ответ – пойду к друзьям, знакомым и родственникам. 15% опрошенных, в случае если станут жертвой, будут обращаться в криминальные структуры. 7% ребят обратятся в СМИ, 5% вообще никуда не будут обращаться и еще 5% пойдут искать помощь в общественных организациях. 7% затруднились ответить.
– Общество мало информировано о путях защиты своих прав. У граждан нет даже элементарного алгоритма поведения в трудной ситуации. Я полагаю, что телефон доверия станет первым этапом для повышения уровня осведомленности жителей области. По нему можно будет узнать, как правильно поступить и в какую инстанцию лучше обратиться. Также горячая линия поможет разграничить проблему личную и ту, которая требует вмешательства правоохранительных органов, – высказал свое мнение по проблеме заместитель министра по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области Игорь Иванов.
Несмотря на то, что процент молодежи, которая готова обратиться за помощью в правоохранительные органы, в теории достаточно велик, на практике этот показатель не так высок.
Тамара Темникова, и.о. начальника отдела по делам несовершеннолетних ГУВД по Иркутской области сказала:
– Подростки к нам обращаются нечасто. При этом в прошлом году было возбуждено 1873 уголовных дела по преступлениям, которые совершили взрослые в отношении несовершеннолетних. И я уверена, что это лишь незначительная часть того, что выявлено и расследуется. Полагаю, что горячая линия позволит уменьшить скрытность правонарушений в отношении детей и подростков. Основная задача наших подразделений – ранняя профилактика преступлений. Принимать меры постфактум, конечно, необходимо, но лучше все-таки предупредить преступления, выявить опасные позывы на ранних стадиях.
Механизм защиты прав детей в России имеет, по мнению юристов, достаточную законодательную базу, но самое главное при работе горячей линии не просто аккумулировать звонки и жалобы, а обеспечивать немедленную реакцию на острые проблемы и тревожные сообщения. Конечно, при выработке такой схемы нужна деликатность, ведь речь может идти не только о проблеме ребенка, но и о репутации взрослого человека, к примеру учителя.
Вот мнение Ольги Серышевой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе лицея № 3 г. Иркутска:
– Сейчас мы ратуем за телефон доверия, но первый, кто будет против, – это учителя. В нашей профессиональной среде обстановка накалена, в контексте той же шелеховской ситуации и многих других. Учителя – в позе защиты… Я лично определенно за телефон доверия и хотела бы, чтобы какая-нибудь школа совместно с правоведами разработала курсы повышения юридической грамотности для учителей – это нам просто необходимо. В принципе каждый учитель знает о проблемах в семье своего ученика и также может воспользоваться телефоном доверия. Но пока учителя считают, что в проблемы конкретной семьи вмешиваться не следует, это считается чем-то интимным.
Вот так неоднозначно выглядит на сегодняшний день отношение к телефону доверия в нашем обществе. Но тем не менее телефон есть (и даже два). И чтобы воочию убедиться, чего все-таки ждать от этого нововведения, мы позвонила на горячую линию. Легенда была такая: нам 13 лет, и мы считаем себя вполне взрослыми, но родители не отпускают нас гулять после 11 вечера. На вопрос, что делать и как убедить старших сжалиться, на другом конце провода женщина-консультант стала уточнять: зачем нужно поздно гулять, что говорит мама в ответ на просьбу, почему нельзя отказаться от этой затеи и т.п. На все заверения о том, что всех подружек «отпускают» – и нам хочется, женщина старалась объяснить, что это плохая и опасная идея. Конечно, не обошлось без разъяснительной беседы о комендантском часе. Напоследок она посоветовали подумать еще раз и, если возникнут вопросы, перезвонить…
Попробуем выйти на связь к началу учебного года.