Клипы на стихи
Восторг – обычная реакция тех людей, кто впервые знакомится с видеопоэзией. Уже сейчас понятно, что мы являемся свидетелями рождения нового вида искусства, возникшего на рубеже XX-XXI веков. Тем более ценно, что Международный фестиваль поэзии на Байкале не стал игнорировать это направление и нынче провел свой конкурс видеопоэзии. Его финал состоялся 13 июля в Музее истории города Иркутска.
На конкурс было подано более 50 заявок из Иркутска, Москвы, Красноярска, Ярославля, Каргополя, Смоленска, Симферополя, Харькова, Одессы и Германии. Предварительный отбор производился оргкомитетом фестиваля, который оценивал видеоклипы по десятибалльной шкале в рамках различных критериев, в результате чего было отобрано 11 финалистов. Их-то и оценивало компетентное жюри, в которое вошли приглашенные на фестиваль поэты и иркутские кинематографисты. Возглавила жюри сценарист, председатель Союза российских писателей прозаик и поэт Светлана Василенко.
– Конечно, изначальной целью роликов на стихи была пропаганда поэтического творчества, – отметила она. – Но сейчас мы явились свидетелями рождения нового жанра, от которого, на мой взгляд, стоит много ожидать. Мне этот процесс напоминает рождение в свое время бардовской песни, вроде бы ничего особенного – простенькие мелодии, незатейливые тексты, а при синтезе возникло совершенно особенное явление. Недаром мы спустя полвека продолжаем слушать авторскую песню.
Кстати, работы, присланные на конкурс, нельзя назвать любительскими, ведь клипы сделаны на довольно профессиональном уровне. Кроме видеороликов, в финал вышли и анимационные ленты. Две из них стали победителями конкурса. Первое место получил клип про смерть «Стало холодно, совсем зябко» Александра Переверзина из Люберец и Леты Югай из Вологды. Второго места удостоился видеоклип Елены Макарчук и Леонида Климова из Москвы «Девы и рыбы» в духе японской поэзии. «Бронза» у анимационной ленты про любовь «Облака» Анны Минаковой из Харькова. Напомним, что призовой фонд конкурса составил около 100 тыс. рублей.
– Успех анимации в этом жанре можно объяснить тем, что она так же условна, как и поэзия, – отметила Светлана Василенко. – Дело в том, что поэзия – высший жанр литературы, а сценарий – низший. И важно было, чтобы в этих клипах поэтический текст не становился сценарием. А клип «Девы и рыбы» вообще был близок по духу к живописи.
Светлана Василенко также выделила видеоролик «Золотая орда» Алексея Ушакова из Москвы, отметив ритм, который становился полноправным героем ролика, и принцип монтажной съемки, который придавал произведению дополнительную динамику. Кроме того внимание членов жюри обратил на себя ролик Александра Переверзина из Москвы, где документальные кадры были переведены в анимацию.
– Автор постарался в этом клипе перекрасить действительность, что, кстати, сродни природе поэзии, – отметила Светлана Василенко. – На мой взгляд, переворот и развитие в этом жанре произойдут, когда крупным режиссерам станет интересно снимать клипы на стихи. Но то, что мы увидели на конкурсе, уже нельзя назвать любительскими съемками, ведь они созданы на хорошем профессиональном уровне. И оценивать такие клипы должны молодые кинематографисты и зрители, поскольку видеопоэзия – это уже нечто иное, чем стихотворение в чистом виде.
Свое мнение о клипах-финалистах вы можете составить по адресу www.baikalpoetry.ru/qa/152.html