Байкалу кризис по колено
Туризм постепенно возвращается на прежние позиции
Невзирая на продолжающуюся экономическую депрессию, озеро Байкал по-прежнему манит туристов. Хотя говорить о докризисной активности гостей пока не приходится. Негативные тенденции прошлого года сохраняются. Ложку дегтя привнесло нынче и затянувшееся лето – сезон на Байкале начался позже обычного.
Но компании не унывают – растет внутренний туризм, который несколько компенсирует пониженный интерес зарубежных гостей. Кроме того, продолжают реализовываться крупные проекты, продвигающие отдых в Приангарье на международный рынок – «Восточное кольцо», «Чайный путь» и «Байкал – Хубсугул».
Иностранцев сменяют россияне
Как рассказала руководитель агентства по туризму Иркутской области Ирина Рютина, во всем мире рынок туризма все еще проходит так называемое дно кризиса – снижение турпотока прекратилось, но и особого роста пока не происходит. Интересно, что в Приангарье, по данным статистики, количество гостей в 2009 году осталось на уровне 2008-го. А вот число иностранных туристов сократилось на 30%. В первом квартале текущего года зарубежных гостей больше не стало.
– Финансовый кризис, безусловно, повлиял на количество иностранных туристов, – говорит Ирина Рютина. – Однако были и положительные моменты. Например, ряд туристских компаний снизили стоимость проживания в гостиницах. Кроме того, произошло перераспределение потоков – увеличилось число российских туристов, посещающих наш регион.
Правда, что в прошлом году, что в этом гости Приангарья стараются брать эконом-туры, отказываясь от сложных комбинированных продуктов, которые связаны с посещением нескольких мест и имеют более длительные сроки. Возросло число так называемых бэкпекеров – малобюджетных туристов, приезжающих на Байкал и живущих в палатках либо в частном секторе. При этом, по информации агентства, в 2010 году стали хорошо продаваться групповые туры, а помимо активного отдыха на Байкале большим спросом пользуется культурно-познавательный туризм, экскурсионное направление.
– Наша компания, как и многие туристические фирмы Иркутска, отмечает увеличение выручки от продажи туристических программ в среднем на 15% по сравнению с прошлым летом, – прокомментировала руководитель отдела въездного туризма компании «Гранд Байкал» Екатерина Серышева. – Очень популярны в этом году сборные туры и активные программы – сплавы, конные туры. Отмечается рост числа тимбилдинговых мероприятий. Вообще наблюдаются тенденции к росту качества байкальского турпродукта. Несмотря на высокую стоимость, люди все больше предпочитают размещение на благоустроенных базах отдыха, предлагающих хорошую экскурсионную программу. Соответственно, как хозяева баз, так и туроператоры стремятся к формированию программ качественного отдыха.
Деловое настоящее и будущее
Есть положительные тенденции в гостиничном бизнесе и связанном с ним сегменте MICE (деловой туризм, конференц-услуги). В период кризиса эти направления понесли наибольшие потери, поскольку многие предприятия приняли антикризисные бюджеты, сократив частично или полностью расходы на проведение корпоративных мероприятий и на командировки. По разным оценкам, в начале 2009 года загрузка отелей в Иркутске снизилась на 10–15%, а спрос в сегменте делового туризма – на 30%. Однако уже во второй половине года ситуация начала выправляться.
– В первом квартале прошлого года компании стали жестко экономить средства, – отмечает председатель Байкальской ассоциации делового туризма Андрей Шаповалов. – Но когда прошел первый шок, наступило понимание, что кризис – это не смертельно. Тогда начались легкие подвижки – люди поехали на учебу, на различные конференции. В итоге это направление остается востребованным и не сильно потеряло в объеме. С апреля 2010 года даже наметился рост делового туризма. Хотя на докризисные позиции мы выйдем в лучшем случае в конце 2011 – начале 2012 года.
Кстати, московские эксперты два года назад прогнозировали процветание делового туризма – рост его объемов в три раза к 2020 году. Но кризис прервал столь радужные перспективы.
– Вообще у нас деловой туризм развивается достаточно хаотично, – продолжил Андрей Шаповалов. – А ведь он тянет за собой развитие других отраслей экономики и в целом туризма. Там, где существует государственный подход к развитию делового туризма, последний дает очень высокие показатели. Например, в Испании, Германии или США государство выделяет средства для создания структур, которые занимаются стимулированием делового туризма – конвеншн-бюро.
Впервые такую структуру организовали в Детройте (США) еще в конце XIX века. Новый орган должен был проводить деловые мероприятия для привлечения гостей в город. Затем эта идея быстро распространилась по всей Америке и в других зарубежных странах. По мнению Андрея Шаповалова, подобный государственный орган необходим и Иркутску, который имеет главное конкурентное преимущество – близость к Байкалу.
– Деловая инфраструктура в Иркутске развита слабее по сравнению с Новосибирском или Красноярском, зато у нас выше классом специалисты, которые более десяти лет развивают туризм на Байкале, – подчеркнул председатель ассоциации. – Мы уже четыре года говорим о создании муниципального органа по развитию делового туризма, но все никак не получается. Будем и дальше работать над этим. Хотелось бы, чтобы Иркутск стал деловым центром Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Более глобально на это смотрит президент Евроазиатского транспортного инновационного центра Станислав Гончаренко. По его словам, для прорывного развития Байкальского региона необходимо создать туристско-деловой центр Евразии, соответствующий по своей масштабности и влиянию Давосу, Сингапуру, Шанхаю, ОАЭ и т.д. Эту идею он планирует озвучить на предстоящем VI Байкальском экономическом форуме. Станислав Гончаренко считает, что «Байкальский регион может стать инициатором формирования нового экономического полюса в Азиатской России, так как находится в центре нескольких существующих и перспективных национальных и международных транспортных коридоров». Москвич также добавил, что для реализации задуманного, прежде всего, нужно на уровне государства разработать концепцию «Байкал – туристско-деловой центр Евразии», подкрепив ее федеральной целевой программой.
Трансграничный туризм
Между тем туристская отрасль Приангарья не стоит на месте – ищет пути развития, особенно в кризисное время. Например, генеральный директор ООО «Гостиница «Прибайкальская» Ирина Урбанович рассказала, что компания планирует в следующем году выйти на свободную нишу – молодежный туризм:
– Мы планируем провести международный молодежный форум с привлечением на него гостей из азиатских стран и России. Думаю, в сентябре мы уже заявим новый продукт в наших планах на будущий год.
В «Гранд Байкале» отметили, что более эффективен новый продукт, который создается за счет объединения программ нескольких туроператоров из разных регионов. Иркутская область сегодня уже участвует в масштабных трансграничных туристских проектах, таких как «Чайный путь», «Байкал – Хубсугул» и «Восточное кольцо».
– Масштабные проекты больше связаны с имиджем региона, – подчеркнула Ирина Рютина. – Они позволяют привлечь внимание как иностранных, так и российских туристов к Иркутской области. Необязательно провозить туристов по всему маршруту заявленного тура – компания может представить свой продукт в рамках единого бренда. Например, в этом году во время проведения выставки «Байкалтур» и фестиваля «Зимниада» нами был поддержан «Чайный путь», проходящий по маршруту Великого чайного пути. В этом проекте иркутская компания «Спутник-Байкал» представила свой продукт – езду на собачьих упряжках. Надеюсь, в следующем году в «Чайный путь» включатся другие регионы страны. Уже изъявила желание Пермская область.
Туроператоры Приангарья также участвуют в не менее глобальном проекте «Восточное кольцо», разработанном Приморским и Хабаровским краями. В основном он рассчитан на японских и корейских гостей. Предполагается, что туристы, приезжающие на Дальний Восток, посещают затем республику Саха (Якутия) и Иркутскую область. Хотя и необязательно, главное – единый бренд, в рамках которого могут продвигать свои продукты туркомпании. В 2008 году наш регион уже встречал делегации, проходящие по этому маршруту. Но в последующих годах реализация проекта затормозилась из-за кризиса. По словам Ирины Рютиной, иркутские фирмы возят пока небольшие группы туристов под брендом «Восточное кольцо».
Есть сложности и с реализацией масштабного проекта «Байкал – Хубсугул». Туроператоры уже сегодня активно привлекают на берега Байкала монгольских гостей. Ежегодно через переход «Монды – Ханх» границу пересекают около 20 тыс. человек с целью отдыха. Но их могло быть больше в разы. По данным агентства по туризму, на Хубсугул ежегодно приезжает около 400 тыс. иностранцев.
– Чтобы привлечь этих туристов в наш регион, необходимо реконструировать пограничный пункт «Монды – Ханх» и придать ему статус «международный», – отметила Ирина Рютина. – Министерство иностранных дел России еще в прошлом году направило в Монголию все необходимые для этого документы. Ждем ответа.
По поручению губернатора области Дмитрия Мезенцева в период проведения VI Байкальского экономического форума запланирована российско-монгольская экспедиция по маршруту Байкал – Хубсугул. Помимо этого, все крупномасштабные проекты будут обсуждаться на круглом столе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ: проблемы и решения», который пройдет 9 сентября в рамках БЭФа.
– Вопросов, которые предстоит решить, еще очень много, – подчеркнул председатель Комиссии по делам молодежи и туризму Совета федерации Владимир Жидких. –
Серьезной площадкой для обмена мнениями и выработки взвешенных решений, думаю, станет Байкальский экономический форум. В рамках различных мероприятий обязательно пойдет речь о региональных программах и стратегиях развития туризма, о формировании трансграничных туристических маршрутов. И непременно будет обсуждаться проводимая работа по реализации «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», поскольку в этой программе большое внимание уделено развитию конкурентной способности туристской индустрии на этих территориях.