Владимир Пашков: «В последние два года мы наблюдаем рост интереса инвесторов к региону»
VI Байкальский экономический форум пройдет в Иркутске с 7 по 10 сентября. О проектах БЭФа и вероятности их реализации в регионе «Областной» рассказал первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков.
Деньги и инновации
– Какие, на ваш взгляд, значимые проекты будут представлены на форуме?
– В первую очередь, речь идет о двух крупных металлургических проектах: во-первых, «Мечел» расскажет о планах развития своих месторождений в Иркутской области (общий объем инвестиций 12 млрд рублей до 2015 года), во-вторых, компания «Высочайший» презентует опытно-промышленную эксплуатацию Ыканского месторождения и строительство третьей золотоизвлекательной фабрики на месторождении «Голец Высочайший» (инвестиции – 5,7 млрд рублей). «Иркутскэнерго» проведет на БЭФе презентацию проекта газовой тепловой станции мощностью 1,2 тыс. МВт, которая будет работать на попутном газе нескольких месторождений Иркутской области. ИНК сейчас сосредоточилась на увеличении добычи на Ярактинском, Западно-Аянском, Марковском и Даниловском месторождениях. Специально для этого компания построит 64-километровый трубопровод до ВСТО с приемо-сдаточным пунктом. В этот проект ИНК собирается вложить около 1 млрд рублей.
Конечно, будет представлен проект компании «Нитол» в Усолье-Сибирском, который уже реализуется. До 2015 года компания планирует создать в городе производство кремниевых пластин, объем инвестиций составляет 7,5 млрд рублей. Вообще проект «Нитола» в Усолье подразумевает появление на одной площадке 7–10 проектов с общими вложениями 30 млрд рублей.
– Крупные лесные проекты на БЭФе будут?
– Да, конечно. К примеру, идея строительства Тайшетского ЦБК, который, как ожидается, позволит снизить остроту проблемы, возникшей с Байкальским ЦБК, и решить вопросы с перепрофилированием комбината и экологией озера.
– Какие инвесторы могут войти в такой проект?
– Сейчас ведутся переговоры с различными инвесторами. Это компании России, Канады, Финляндии и Китая. Хотелось, чтобы оператором стала российская компания. Возможно, им станет одна из компаний, которая представит этот проект на БЭФе.
– Планируется ли на БЦБК создать какие-либо дополнительные мощности, к примеру, производство фанеры?
– Знаете, любой проект БЦБК должен быть инновационным. Мне кажется несерьезным, когда говорят о том, что на комбинате надо пилить или строгать. Это прошлый век. Смотрите: лесохимическая переработка одного плотного кубометра древесины дает 10–12 тыс. рублей выручки, а при использовании других технологий – до 300 тыс. с того же объема. Думаю, что именно такие направления и нужно развивать, конечно, с применением современных экологических технологий.
Байкал у нас один
– На форуме предполагается обсуждение рационального природопользования около Байкала. Бурятия, скажем, сейчас выступает за пересмотр ФЗ «Об охране озера Байкал», вернее, тех нормативно-правовых актов, которые запрещают развитие промышленности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Иркутское правительство тоже выступает за корректировку законодательства. Почему именно сейчас появилась в этом необходимость?
– Знаете, если буквально прочитать все законы, касающиеся Байкала, то жить и работать на побережье озера – нельзя. Мы предлагаем рассмотреть эти вопросы на Байкальском экономическом форуме. Это позволит гармонизировать нормативно-правовую базу с реалиями сегодняшнего дня, которые бы не вели к нарушению экологического баланса.
– Раз уж мы говорим о законодательстве, то позвольте спросить: правительство РФ согласно с включением Слюдянского района в состав туристской ОЭЗ «Ворота Байкала»? Для этого ведь необходимо внести изменения в постановление об ОЭЗ.
– Минэкономразвития РФ нашу заявку на изменение границ ОЭЗ оценило положительно. Сейчас мы согласуем этот вопрос с Минфином РФ. Как только все будет улажено, мы выйдем с конкретными проектами по югу Байкала.
– То есть площадка в Большом Голоустном уже неактуальна?
– Кто это сказал? Пока все в силе, но подходы к ОЭЗ поменялись. У нас есть готовая инфраструктура на юге Байкала в виде железной дороги, автомобильной, энергетики, очистных сооружений, и самое важное, там есть квалифицированный персонал. То есть нам, по сути, осталось только доработать конкретные проекты. А в Голоустное необходимо в первую очередь осуществить серьезные инвестиции в инфраструктуру. А уже потом говорить о развитии бизнеса.
– Конкуренции с бурятской ОЭЗ «Байкальская гавань» не боитесь?
– На самом деле двум регионам вообще нет смысла бороться друг с другом. Байкал у нас один. И туристов, поверьте, привлекать сюда значительно проще, работая сообща. Скажем, мы можем привезти туристов на юг Байкала, который станет для отдыхающего отправной точкой. А куда далее поедет турист – в «Байкальскую гавань», на Ольхон, на север озера – это его дело. Наша с Бурятией задача – оперативно доставить отдыхающего на место и выдать качественный турпродукт.
Аэропортовые реалии
– На прошлом БЭФе речь шла о хабах. Но у иркутского аэропорта нет базирующейся авиакомпании….
– Современная идеология хаба предусматривает, что базирующейся авиакомпании может и не быть. Это не главное. Сейчас вместе с руководством ФГУП «Аэропорт Иркутск» мы ведем работу по реконструкции взлетно-посадочной полосы. Недавно обсуждали с китайской делегацией грузоотправителей возможность строительства в Иркутске терминально-складского комплекса, через который будет идти продукция из КНР на запад России. Пожалуйста, вот перспектива хаба. Но это другая, не близкая история.
– Какие-то еще транспортные проекты будут на БЭФе?
– Будут обсуждаться строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, расширение БАМа, строительство автодорог «Вилюй», Усть-Илимск – Чемдальск – Ванавара и другие.
– БЭФ проводится уже в шестой раз. Сколько сейчас стоит такое мероприятие?
– Общая стоимость затрат на проведение форума-2010 почти в двое меньше, чем предыдущего. Мы решили сделать его более компактным и целевым. А все средства VI БЭФа – привлеченные.
– Хорошо, форум проводится, в первую очередь, для привлечения инвестиций в экономику региона. Но вы же сами говорили о непростых экономических условиях, которые, в общем-то, не предполагают роста вложений.
– Знаете, в последние два года мы наблюдаем рост интересов инвесторов к региону. Наша задача, в том числе задача форума, привлечь интерес инвесторов к потенциалу Приангарья, а затем помочь инвесторам в реализации их проектов.