Энергии много не бывает
Сбережение тепла и электричества в Приангарье измеряется миллиардами рублей
Мода на энергосбережение, кажется, набирает обороты. Во время реформы российской энергетики компании написали планы по модернизации своего оборудования в расчете на то, что это повысит их топливную эффективность. Затем президент России Дмитрий Медведев с 2011 года решил перевести население страны с ламп накаливания на лампочки, сберегающие электричество.
А об экономии в ЖКХ говорят давно и часто, но успехов в этом добиваются лишь отдельные регионы. Любой более-менее крупный проект по сбережению энергии измеряется миллиардами рублей, но все равно он будет в пять-шесть раз дешевле, чем создание новых энергомощностей, говорят эксперты.
Корпоративный сегмент
В Иркутской области ежегодно вырабатывается 60 млрд кВтч электроэнергии, самый крупный ее потребитель – промышленные компании (75%). Годовой объем вырабатываемой тепловой энергии в регионе – 45 млн Гкал, основной потребитель – ЖКХ и бюджетные организации (57%), промышленность и сельское хозяйство (43%). Основное топливо в регионе – каменный и бурый уголь, которого в Иркутской области добывается около 12 млн тонн в год.
В Институте систем энергетики (ИСЭ) СО РАН говорят, что регион вполне может сэкономить до 3,6 млрд кВтч электрической и до 10 млн Гкал тепловой энергии в год. Для генерирующей компании экономия начинается с модернизации оборудования и закрытия затратных производств. Скажем, «Иркутскэнерго» (ИЭ) ранее отправила в резерв электробойлерные в Иркутске – на улицах Байкальской, в Лисихе и Ново-Ленино. Тепловую нагрузку с этих источников перевели на Ново-Иркутскую ТЭЦ и котельную северного промузла. Параллельно компания занимается увеличением КПД котлов, снижением потерь пара и конденсата. В среднесрочной перспективе за счет энергосбережения ИЭ рассчитывает зарезервировать около 1Гвт мощности. Тема вполне актуальная с учетом того, что к 2020 году дефицит электрической мощности в регионе составит 3,4 ГВт в год. Экономический смысл в энергосбережении есть, утверждают в ИЭ. Сейчас создание одного киловатта мощности оценивается в 2 тыс. долларов, а высвободившегося – в 300 долларов.
Потенциал ЖКХ
По оценкам ИСЭ, более 80% потенциала энергосбережения находится в сфере теплоснабжения. Речь здесь идет как о потерях энергии, так и нерациональном использовании топлива. Как говорят специалисты, больше всего тепло теряют здания (50%), тепловые сети (17%), котельные (18%).
Министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи региона Петр Воронин говорит, что в Иркутской области можно добиться снижения энергозатрат в сфере ЖКХ на 30–32%, а с учетом и внедрения новых технологий (утепление стен, установка стеклопакетов в жилом фонде) – до 35–40%. По его подсчетам, мероприятия по снижению затрат в коммунальной энергетики стоят около 10,5 млрд рублей. Если в программу энергосбережения добавить строку о водоснабжении и водоотведении, то затраты увеличатся до 22–23 млрд рублей. А если еще посчитать создание энергомощностей на севере региона, то сумма вырастет до 60 млрд рублей.
Реализовать такие планы можно лишь при участии бизнеса и средств федерального центра, признал Петр Воронин. Сами региональные власти, по его словам, сейчас разрабатывают программу энергосбережения стоимостью 4,7 млрд рублей – ее проект появится в сентябре.
Меняем уголь на газ и мазут на уголь
Сейчас в Иркутской области 1165 теплоисточников, из них 960 – малых. КПД каждой из них составляет 40–50%, а на входе в дом – 20–25%, посчитал Петр Воронин. Если исходить из вопроса ресурсосбережения, то большинство теплоисточников необходимо либо модернизировать, либо закрывать. Отметим, что с 2001 года иркутское правительство занимается переводом мазутных и электрических котельных на уголь, в прошлом году таких теплоисточников в регионе было 181. Использовать мазут для генерации тепла слишком дорого уже сейчас. А с 2011 года прекратится государственное регулирование цен на электроэнергию, а значит, тариф у электрокотельных вырастет на 34%. Как сообщалось ранее, в этом году на твердое топливо перейдут две котельные в Бодайбинском районе, две в Усть-Куте, Тулуне, Бирюсинске (где новый теплоисточник заменит ТЭЦ бывшего Бирюсинского гидролизного завода), в Иркутском районе (поселки Урик, Оек, Хомутово), а также в Вихоревке Братского района.
В свою очередь, Иркутскэнерго для оптимизации затрат и схем теплоснабжнения собирается задействовать природный газ вместо угля. Речь идет о Братске, который газифицируется на базе Братского газоконденсатного месторождения с запасами 10,769 млрд куб. газа и 820 тыс. куб. м конденсата. В этом году ИЭ собирается проектировать газовой мини ТЭС мощностью 18 Мвт.
Газ в будущем, конечно, будет дорожать, но для большого города такое топливо лучше угля. Месторождение рядом – затраты на его транспортировку минимальны, плюс ко всему с переходом на газ частично улучшается экологическая обстановка в Братске, рассуждает первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации РФ по естественным монополиям Валентин Межевич. Примерно также мыслит и Петр Воронин. По его словам, вообще нет смысла, к примеру, везти Харанутский уголь в Жилагово. Его конечная цена там составит 2,2 тыс. рублей за тонну (из них 1,2 тыс. рублей – затраты на перевозку), цена природного газа, к примеру, 3–4 тыс. за куб. м. Но у «голубого топлива» в данном случае преимущество: тепловая мощность с 1,5 раза больше, чем у угля.
Большая часть вопросов по энергоресурсосбережению в Иркутской области будет обсуждаться на VI БЭФе. В работе соответствующего круглого стола примут участие представители Иркутскэнерго, Минпромэнерго, Минрегиона РФ, Газпромбанка, Внешэкономбанка. Параллельно участники форума обсудят энергообеспечение электроэнергией северных районов региона (в частности, Бодайбинского) и БАМа.