Дешево да гнило
Ценовые манипуляции «Иркутскнефтепродукта» – попытка захвата розничного рынка
Парадоксальная, казалось бы, ситуация сложилась в отношении ЗАО «Иркутскнефтепродукт». Иркутское управление ФАС России признало его нарушившим конкурентное право за то, что в первом квартале года компания удерживала розничные цены на автозаправках на низком уровне, несмотря на повышение оптовых цен.
«Накажут за дешевый бензин», – обескураживают газетные заголовки. Закупочные цены объективно росли, а стоимость бензина для потребителей оставалась ровной и доступной. Чем же это плохо – спросит недоуменный обыватель.
Удерживая установившийся уровень розничной цены, «Иркутскнефтепродукт» тем самым, вроде бы, мирился со снижением собственной доходности и делал преференции населению. Однако все не так благостно, если посмотреть в корень такой «альтруистической» политики. Это и сделали специалисты антимонопольного органа. Их очам предстала драматичная закулисная картина.
С начала текущего года в УФАС одно за другим поступали заявления конкурентов «Иркутскнефтепродукта» на рынке розничных продаж. Их жалобы были связаны с тем, что, не имея возможности поднять розничные цены (это сразу вызывало отток покупателей), автозаправщики лишались шансов извлечь из торговли прибыль, достаточную для успешной предпринимательской деятельности. Если сравнить – до марта прошлого года разница между оптовой и розничной ценой в рублях на литр бензина составляла не меньше 8, а порой доходила и до 11, потом до конца 2009 года она не опускалась ниже шести рублей с литра. В январе 2010-го она начала стремительно падать. Бывали дни, когда «маржа» альтернативных «Роснефти» автозаправщиков составляла всего два рубля с литра. Такой уровень рентабельности для розничных продавцов топлива едва позволяет сводить концы с концами, а уж о каком-то развитии говорить вообще не приходится. Поэтому, вынуждая соперников работать чуть ли не в убыток, «Иркутскнефтепродукт» преследовал цель ослабить их и обеспечить себе преимущества в рознице на дальнейшую перспективу.
Сам ИНП пользуется эксклюзивной возможностью приобретения бензина крупными оптовыми партиями на условиях гарантированных поставок от «Роснефти». Оптовая цена для него ВИНКом формируется такая, что позволяет достаточно долго сохранять низкие розничные цены практически без ущерба для фаворита. Разница в цене приобретения нефти «Иркутскнефтепродуктом» и его конкурентами – порядка 800 рублей на тонну или рубль с гаком на литр. Используя этот люфт, ИНП легко может предлагать бензин в розницу по такой цене, которая для других автозаправщиков становится неэффективной и даже убыточной, хотя они вынуждены ей следовать, чтобы не потерять спрос.
«Иркутскнефтепродукт» покупал, к примеру, АИ-92 по 21 600 рублей с небольшим за тонну, или дешевле чем за 17 рублей за литр. Розничную цену он устанавливал на уровне 22,70, наценка составляла почти 6 рублей, или 26%. Альтернативные же игроки на рынке розницы вынуждены были покупать тот же «девяносто второй» только мелкооптовыми партиями с нефтебаз ИНП по цене от 24 до 25 тыс. рублей за тонну. И при этом продавать не дороже диктующего цену конкурента. Соответственно наценка их составляла не больше двух рублей с литра, а в отдельные периоды рентабельность вообще была отрицательной. Любые попытки все-таки поднять цену (а такие действия предпринимали практически все автозаправщики, кроме ИНП) моментально приводили к резкому снижению объемов продаж, и заправщик должен был возвращаться к невыгодной для себя цене. Положение соперников «Иркутскнефтепродукта» усугублялось еще и тем, что приобретать бензин большими партиями с завода-изготовителя они не могли. «Иркутскнефтепродукт» просто перестал работать по договорам крупных поставок, он реализовывал товар бензовозами со своих складов, затаривая конкурентов только мелкими партиями.
Во всех этих действиях защитники конкурентного права усмотрели признаки политики выдавливания конкурентов с рынка розницы. Во всяком случае, конкурентоспособность альтернативных «Иркутскнефтепродукту» автозаправщиков серьезно пострадала. Им пришлось существенно сократить расходы на содержание АЗС, имелись случаи сокращения работников. Если бы благодаря своей тактике «Роснефти» удалось в лице ИНП монополизировать не только оптовый, но и розничный рынок в Приангарье, ее диктат на автозаправках стал бы безраздельным, а потребителю пришлось бы мириться уже с любой ценой предложения, как бы высока она ни оказалась.
Антимонопольщики пресекли опасные антиконкурентные игры на бензиновой рознице. «Иркутскнефтепродукт» признан виновным в недобросовестной конкуренции. В тридцатидневный срок ему предписано прекратить ценовые манипуляции и формировать цену, исходя из объективных условий. В течение двух месяцев нарушитель должен внести изменения в существующие договоры купли-продажи бензина для своих контрагентов. Кроме того до 25 декабря текущего года он обязан ежемесячно предоставлять в антимонопольный орган реестр удовлетворенных заявок покупателей, а в случае отказа кому-то из них, рапортовать об этом в УФАС с указанием причин. Сроки исполнения предписания исчисляются со дня его вынесения – 7 июля 2010 года. За нарушением последуют штрафные санкции. Штраф за недобросовестную конкуренцию для юридических лиц по законодательству предусмотрен от 100 до 500 тыс. рублей.