30.07.2010 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
#ФАС
30.07.2010 12:00

Не ставьте палки в колеса

ФАС поправляет областное правительство

Отделу контроля органов власти Иркутского управления ФАС практически постоянно приходится рассматривать десятки жалоб от индивидуальных предпринимателей – жителей разных городов и весей Приангарья, которым администрации ставят препоны при выходе на рынок пассажирских перевозок маршрутными такси.

То тот, то другой мелкий частник сетует, что ему не согласовывают маршрутные документы и не дают разрешения работать на трассах области, к примеру на междугородних рейсах. Как ни стараются защитники конкурентного права разъяснить органам местного самоуправления, что нельзя препятствовать в извозчичьем бизнесе (как и в любом другом) гражданину, законно получившему лицензию на этот вид деятельности, власти по-прежнему очень неохотно пускают в дело обслуживания пассажиров автоводителей-новичков.

С какой-то точки зрения сопротивление властей можно объяснить. Наши города (и в первую очередь это касается областного центра с его традиционно узкими улицами) с огромным трудом справляются со все увеличивающимся объемом мелкогабаритного транспорта. Улицы задыхаются от пробок, на остановках не хватает парковочных мест. Однако все эти трудности не отменяют ни логики, ни силы закона «О защите конкуренции», свободы предпринимательства как одного из насущных гражданских прав.

Не так давно областное правительство предприняло попытку вновь административными рычагами урегулировать и как-то сдержать бурные транспортные потоки. Было принято Постановление № 37-пп «Об утверждении порядка формирования сети автобусных маршрутов в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области», а вместе с ним Положение о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок. Оба эти документа содержат ряд антиконкурентных позиций, способных ограничить конкуренцию между перевозчиками, создав преимущества для предприятий более крупных, с вместительными автобусами, с малоизношенным транспортным парком, диспетчерскими службами и даже страховыми гарантиями в случае аварии. Все это гипотетически очень привлекательно, и, безусловно, свидетельствует о благих намерениях, которыми руководствовались чиновники областного руководства. Но все это, вместе с тем, противоречит антимонопольному законодательству. «Голосовать» за более прогрессивных, лучше оснащенных, надежных и комфортабельных участников междугородных сообщений должны сами потребители – пассажиры, своим добровольным выбором и рублем.

Администрации же, если она желает способствовать порядку и безопасности на дорогах, стоит заботиться об инвестициях в развитие транспортных предприятий, о закупках новых больших комфортабельных автобусов, об удобных транспортных развязках, о поисках возможности движения межмуниципальных маршрутов, минуя черту городов, по объездным дорогам. Это более сложный и затратный путь, нежели бумагостроительство административных заслонов и циркулярных баррикад. Но только на этом пути можно добиться реальных улучшений, не нарушая закон и не ограничивая прав граждан.

Управление ФАС по Иркутской области направило в областное правительство письмо с разъяснениями нарушений, содержащихся в Постановлении № 37 и сопутствующем ему положении о конкурсе, с предложением добровольно устранить эти нарушения и привести документы в соответствие с действующим антимонопольным законодательством.