Привлечь и удержать
Нехватку рабочих рук в Сибири должна решить федеральная программа
Население сибирских регионов с каждым годом уменьшается, при этом наибольшими темпами уменьшается количество жителей трудоспособного возраста. Так, среднегодовая численность занятых в экономике Иркутской области в прошлом году составила около 1,1 млн человек.
По данным статистики, по сравнению с 90-ми годами, число работающих уже сократилось на 200 тыс. Власти и бизнес задаются вопросом: кто будет реализовывать многочисленные проекты?
Основные инвестиционные проекты России, связанные с разработкой сырьевой базы, будут развиваться именно на территории Сибири. Однако имеющихся здесь трудовых ресурсов явно недостаточно для обеспечения тех проектов, которые разворачиваются за Уралом, уверен заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету, член комиссии СФ по естественным монополиям Вячеслав Новиков:
– Территория за Уралом огромна, но плотность населения очень низкая, насыщенность трудовыми ресурсами недостаточная. Какими силами будут реализовываться проекты? Эту проблему можно кратко сформулировать так: в России инвестиционные центры находятся в одних территориях, а трудовые ресурсы – в других.
Рабочих рук в Сибири уже не хватает, считают в Институте демографии Государственного университета – Высшей школы экономики. И эта ситуация сохранится в будущем по всей стране в случае ее устойчивого социально-экономического развития. Естественного прироста трудовых ресурсов в ближайшие пару десятилетий точно не будет, обещают аналитики: те, кто будет входить в трудоспособный возраст, уже родились.
По мнению экспертов, за счет внешней миграции ситуацию можно только смягчить. Иркутская область, как и многие другие регионы востока страны, для мигрантов не очень привлекательна в силу своего географического положения. Поэтому миграционные ресурсы территории все-таки ограничены. Привлекать население можно из некоторых соседних регионов, но и они сами реализуют свои стратегии по «удержанию». Есть возможность перераспределения трудовых сил в пределах области – например, из северных территорий в район Иркутской агломерации, но этот ресурс также невелик. Прежде всего нужно закрепить в регионе тех, кто уже работает на его территории.
Как бизнес решает кадровый вопрос
Бизнес решает вопросы с дефицитом рабочих сил по-своему. К примеру, крупные холдинги, которые имеют промышленные центры по всей стране, располагают достаточно большим резервом кадров. Поэтому новое предприятие может комплектоваться за счет работников из других заводов по всей стране. Привлечение к работе местных жителей, организация необходимого обучения – это, скорее, социальная задача компании на этой территории.
– Иркутская область вполне обеспечена качественными трудовыми ресурсами, имеющими неплохую базу среднего и средне-специального образования, – говорит директор по персоналу Иркутского алюминиевого завода ОК РУСАЛ Александр Абраменко. – А адаптацию и профессиональные навыки вновь принимаемым рабочим мы готовы дать сами, у нас для этого есть все необходимое.
Запуск Тайшетского алюминиевого завода (по планам компании – к концу 2013 года) позволит создать около трех тысяч новых рабочих мест, – сообщили в ОК РУСАЛ. – Мы были бы готовы привлечь на завод как можно больше жителей Тайшета и района, но необходимого количества специалистов определенной квалификации на месте мы не найдем. Определенная доля специалистов приедет из других регионов, в том числе из тех, где у РУСАЛа уже есть алюминиевые заводы. Для части рабочих, которые будут наниматься на месте, можно организовать переподготовку и повышение квалификации.
Но даже местные компании, развивающие новые для региона отрасли, также вынуждены порой прибегать к «чужим» кадрам. Но это до тех пор, пока свои специалисты не наберутся опыта, говорит Андрей Важенин, заместитель генерального директора по управлению персоналом Иркутской нефтяной компании.
– В Иркутской области нефть начали добывать в промышленных объемах лет шесть назад, – объясняет руководитель, – поэтому опытных местных мастеров не достаточно. Конечно, университеты готовят кадры по нужным нам специальностям, но практических навыков им еще не хватает.
В прошлом году, благодаря запуску установки подготовки нефти на Ярактинском месторождении в Усть-Кутском районе, компания организовала 40 новых рабочих мест, рассказывает Андрей Важенин, в ближайшие два-три года для реализации новых проектов (подключение к ВСТО, сооружение установки подготовки газа) планируется взять на работу еще порядка 50 специалистов, кроме того, по подряду будут привлекаться вспомогательные службы.
В целом, отмечают в нефтяной компании, число работников, привлеченных из других регионов, ежегодно сокращается. Но полностью отказаться от них пока невозможно. К примеру, тендер ИНК на выполнение некоторых работ при строительстве инфраструктуры для подключения к ВСТО выиграла украинская компания. Местных подрядчиков, которые смогли бы справиться с такой работой и располагали бы необходимым оборудованием, нет. Тем не менее, для основных работ компания старается привлекать местных жителей.
Но и здесь возникают определенные трудности, связанные с особенностями менталитета северян. Во многих северных территориях никогда не было регулярной работы, поясняет Андрей Важенин, местные занимались в основном промыслом, охотой. Понятно, что большая часть населения не имеет привычки ходить на работу каждый день, и переломить такую установку не всегда удается. Поэтому более удобным считается вахтовый метод работ, который выгоден и для самих сотрудников компании, – они получают дополнительные выплаты, а материальный стимул не менее важен для качественного выполнения работы.
Одной зарплатой работника не удержишь
По мнению властей, есть несколько способов решения проблемы дефицита трудовых ресурсов. В первую очередь, как считает временно исполняющий обязанности министра экономического развития Иркутской области Дмитрий Ялов, необходимо сделать рабочие места привлекательными, причем не только за счет размера заработной платы:
– Вузы Иркутской области выпускают достаточно квалифицированных кадров. Но нужно понимать, что им нужны и комфортные условия жизни. На севере области специалисты могут хорошо зарабатывать, но готовы ли они, их семьи там жить. То есть помимо наличия самих промышленных производств и высокой зарплаты, им должна быть предложена качественная городская среда.
В это понятие входит многое, отмечает чиновник, и определенный уровень дохода, и комфортность территории, и возможности для проведения свободного времени, доступность спортивной инфраструктуры. Возможности создания такой среды планируется обсудить на экспертной встрече в рамках VI Байкальского экономического форума, который пройдет с 6 по 9 сентября в Иркутске, сообщил Дмитрий Ялов.
Есть еще один способ, как справиться с дефицитом трудовых ресурсов, полагает Вячеслав Новиков. Это создание льготных условий проживания на территории Сибири, что само по себе, как напоминает сенатор, не так уж и ново, взять, к примеру, переселенческую политику, которую до революции проводил Столыпин.
– Разумеется, это потребует серьезных финансов, но, на мой взгляд, другого выхода нет. Государство должно пойти по этому пути, – уверен заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету. – Но стоит помнить, что решение проблемы только за счет привлечения мигрантов – это палка о двух концах. К сожалению, у нас миграционные процессы слабо контролируемы, и есть опасность большого насыщения малонаселенной территории гражданами из зарубежья. Это опасный путь в плане сохранения целостности государства. Миграционный поток нужно очень тонко регулировать.
По мнению Вячеслава Новикова, нужны не просто разговоры и обсуждения, а конкретный перечень мероприятий и подходов к решению этой проблемы. Причем возможностей только субъектов Федерации для ее решения не хватит, необходима федеральная программа. «С этой точки зрения экономический форум – это, пожалуй, единственная площадка, где бизнес и государство могут обсудить свои проблемы и сообща выработать какие-то подходы к их решению. И в этом плане я большие надежды возлагаю на БЭФ», – резюмировал сенатор.