Крестная мама белореченских телят
Наталья Толмачева, 28-летний осеменатор из Средне-Булайской фермы СХ ОАО «Белореченское», стала победительницей областного конкурса техников по воспроизводству стада крупнорогатого скота. Именно от этих людей зависит поголовье скота и его производственные показатели.
С начала года от 250 коров Средне-Булайской фермы родилось 180 телят. Надой на одну фуражную корову на ферме составляет 25 кг молока. Узнать о секретах профессии корреспондент газеты «Областная» отправился на ферму к осеменатору.
Под руководством Натальи почти 300 подопечных. Она работает осеменатором уже четыре года. В профессию попала не случайно – с детства выбрала специальность ветврача, а потом сменила направление работы. Говорит, ей предложили поучиться на осеменатора, поскольку специалистов не хватало. Ради интереса она согласилась.
Все коровы на местной ферме родились благодаря Наталье. Быков в хозяйстве нет, поэтому всех местных телят она называет «мои дети». Благодаря ее профессиональной грамотности, наблюдательности, «прохолоста» коров в хозяйстве не бывает – 210 из 250 буренок точно телятся в течение года. Кстати, на ферме к делу воспроизводства подошли научно – здесь используют голландское тестированное семя для крупнорогатого скота. Метод, внедренный в хозяйстве, стопроцентно надежен, а главное – с его помощью можно запланировать пол будущего теленка. Поэтому несколько лет в Средне-Булайской ферме рождаются одни телочки.
Рабочий день Натальи начинается, как правило, с обхода. Весной она выискивает «загулявших» коров среди образцово-показательного стада. Осеменение проводится два раза в месяц. Потом за стельными буренками ведется наблюдение, а уже в зимние месяцы на ферме рождаются телята. Осеменатор наблюдает за роженицами и всегда помогает при отелах.
Мы заходим на ферму, где идет дневная дойка. Здесь работают местные доярки, у каждой – группа в 60 голов. Все коровы имеют свой «паспорт», где указаны количество отелов и надои. За свою жизнь корова телится несколько раз. Если отел не наступает, такую особь выбраковывают. Но в Булайской ферме это бывает редко.
Наталья показывает свою лабораторию. Создание новой жизни происходит как-то прозаично. Защитные очки, перчатки – работа сродни профессии лаборанта. Семя хранится в специальных баках, наполненных жидким азотом. Когда открываешь крышку, из бака вырывается облако пара. Наталья надевает белый халат и перекладывает на столе стерильные инструменты. В лаборатории должно быть идеально чисто, как в хирургическом отделении больницы. Открыв огромный бидон, осеменатор извлекает из него пинцетом небольшой шарик белого цвета. Весит он всего пару граммов. Это и есть замороженная сперма быка-производителя. Шарик кладется в пузырек и заливается спецраствором. Через минуту семя готово. Его набирают в специальную пипетку и потом вливают корове, которая готова познать радость материнства.
– Иногда попадаются и вредные экземпляры, – улыбается Наталья. – Вообще коровы, как и люди, с разными характерами. И телочки, что рождаются от своих мамаш, часто перенимают «фамильный» характер. Есть у меня корова, которая три раза телилась. Такая строптивая. Ее дети – точно такие же.
Чтобы увидеть «деток» Толмачевой, мы едем дальше, в специальный, похожий на ангар телятник. В железных клетках, переложенных соломой, живут 33 черно-белых теленка. Они еще совсем маленькие, им по три месяца. Молодняк содержится по методу раздельного выращивания, телята изолированы друг от друга во избежание болезней.
Голландцы, которые привезли передовую технологию в Сибирь, несколько раз приезжали в Средний Булай, смотрели на результаты работы, проводили учебные мероприятия. Наталья и сегодня много занимается, в интернете находит профессиональную литературу. Учиться приходится многому: распознавать болезни животных, исследовать новые методы диагностики и лечения. Наука по осеменению КРС тоже не стоит на месте, важно не пропустить новые публикации, отмечает Наталья. В августе она поедет на российский конкурс техников по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, на котором будет представлять Иркутскую область.
У Натальи двое детей – дочка семи лет и четырехлетний сын. Муж тоже трудится на ферме. Городская родня сманивает ее, мол, бросай своих коров. Но желания уехать от своих буренок у нее нет.