Дороги, которые не выбирают
Любителям экстрима мы рекомендуем проехать по дорогам Бодайбинского района. Наше путешествие в северный регион началось от станции Таксимо. Таксимо и Бодайбо разделяют 220 км. Маршрутное такси преодолевает это расстояние за… 6 часов.
Машина поднимается по перевалам тяжело урча, отфыркиваясь и останавливаясь на каждом повороте для того, чтобы остудить перегревшийся мотор. Гравийная дорога изобилует ямами, рытвинами и промоинами. Местные жители, пугая приезжих, рассказывают страшные случаи, когда даже самые опытные водители, не справившись с управлением, сваливались в глубокие кюветы. «На дорогах венки, как маяки», – это про данную трассу. Начинается дождь, быстро темнеет. Уставшие пассажиры едва различают в быстро надвигающихся сумерках палки и остовы деревьев, воткнутые заботливыми дальнобойщиками в самые глубокие ямы. Это знаки для тех, кто в пути: внимание, опасность! Первое минутное любование колоритным пейзажем быстро сменяется усталостью и головной болью от непрерывной тряски. Пробитое колесо становится нечаянным радостным перерывом тягостных «американских горок». Пассажиры торопливо выбираются на дорогу. Впереди идущие автомобили останавливаются, предлагая помощь. Так же останавливаются и встречные машины. Срабатывает легендарное шоферское братство. Без взаимовыручки на Севере нельзя.
– После каждого рейса я встаю на ремонт, – рассказывает наш водитель. – Рейс – ремонт, иначе в следующую поездку не выйду.
Еще четыре часа мучительной тряски, бессонного ночного бдения – и пассажиры радостно различают на горизонте «огни большого города». «Добро пожаловать в Рио де Бодайбо!» – веселятся местные.
Все «прелести» местных трасс
Скучающий на другом берегу Витима паромщик спешит перевезти уставших пассажиров. Так началась наша командировка. Ну здравствуй, Бодайбо!
На следующий день нам предстояло испытать все «прелести» трассы Бодайбо – Кропоткин, протяженностью 140 км. На этом участке дороги в текущий момент снято дорожное покрытие, и она стала еще хуже, поскольку у дорожников закончились деньги и ремонт прекратился. С непривычки нам страшно: слева от трассы глубокие обрывы глубиной 10 м, оставшиеся после отработки золотоносных пластов. В эти пропасти не раз падали автомобили, о чем свидетельствуют памятники у обочины дороги.
6 июля ООО «Автотранспортное предприятие» из-за аварийного состояния дорог остановило пассажирские перевозки на прииски. Хотя трасса осталась такой же, движение сейчас возобновлено: поселок надо готовить к зиме.
– Сегодня мы везем уголь, нам нельзя терять времени. Если машина выходит в рейс в 9 утра, то возвращается поздно ночью. А проехать-то надо всего лишь 280 километров, – возмущается перевозчик Андрей Придворов.
По пути, проехав брошенный поселок Кяхта, мы едва различили несколько разрушенных домов и заколоченный сельский клуб. Словоохотливый водитель пояснил, что раньше здесь находилась база артели «Лена». Сегодня золотодобытчики двинулись дальше, оставив неперспективный населенный пункт. Дорога сильно напоминает стиральную доску. Глубоко внизу различаем отвалы отработанной породы. Здесь несколько раз прошли драги, забирая остатки золота. Брошенные каменные отвалы еще не скоро зарастут травой.
Пейзаж из «Марсианских хроник».
Промоины от реки Бодайбинка подступают к самой трассе. Весной дорогу также разрушают многочисленные ручьи из растаявшего снега, летом размывают дожди. В некоторых местах ширина дороги не превышает трех метров. Это особенно опасные участки и даже видавшие виды шоферы боятся этих мест. Вывороченные с корнем деревья валятся в пропасть с подмытой обочины.
На отрезке Бодайбо – Балахнинский дорожники пытаются начать ремонт. Часть полотна уже отсыпана, стоит знак «снизить скорость».
– Весной, в распутицу, на этом участке дорожники хотели перекрыть трассу, – поясняет водитель. – Даже самая серьезная техника не могла выбраться из жирной грязи, утопая в размытой колее. А эта дорога связывает сразу несколько населенных пунктов: Васильевский, Апрельск, Кропоткин, Маракан, перевоз Артемовский. Не будь ее – жителям из поселков не выбраться никуда.
Как выяснилось, данная трасса находится в удручающем состоянии еще с середины прошлого века, когда с Лены шло «большое» золото»…
Проезжаем поселок Васильевский. Сегодня отсюда расселяют людей, признав, наконец, этот населенный пункт неперспективным.
«Россия будет великой?»
Поселок Балахнинский встречает приезжих оптимистичным плакатом «Россия будет великой!» Как нам показалось, это мнение разделяет и глава поселка Эрнст Колесников. Балахнинский – поселок сравнительно молодой, но три года назад, когда градообразующее предприятие «Надеждинское» прекратило свое существование, здесь начались проблемы. Люди остались без работы, а местный бюджет без поддержки.
Сейчас в поселке с населением 1800 человек – самая главная забота ЖКХ. Несмотря на трудности, местные и районные власти изыскивают средства, чтоб поддерживать жизнедеятельность поселка.
– Нам серьезно помогает областной бюджет. В этом году на ремонт в системе ЖКХ уже потрачено 1 миллион 250 тысяч рублей, закуплены трубы и запорная арматура. В прошлом году для местной котельной были приобретены котлы. Идет ремонт на внутридомовых сетях. Стараемся благоустраиваться, – рассказывает Эрнст Борисович, – недавно заасфальтировали улицу исключительно на средства местного бюджета, потратили 1 миллион 400 тысяч рублей. Положили 1400 квадратных метров асфальта, отремонтировали детскую площадку, мосты вокруг поселка.
В Балахнинском по программе переселения из ветхого жилья строится многоквартирный дом. Жилье в поселке, построенном в середине прошлого века, на 70% ветхое. Новый дом строится уже несколько лет и, конечно же, всех проблем, связанных с переселением не решит.
Балахнинский выручают спонсоры – предприятие «Севзото» и артель «Витим». Артель выделила леса на 100 тыс. рублей для ремонта мостов, «Севзото» купили машину скорой помощи.
В Балахнинском мужское население работает в старательских артелях, женщины большей частью безработные. Но, несмотря на это, глава осторожно называет поселок, по сравнению с другими, благополучным.
Далее дорога лежит в Артемовский. Это еще 40 км пути. Миновав ручей Черкесский, подъезжаем к месту захоронения рабочих – жертв Ленского расстрела. 17 апреля 1912 года здесь произошло столкновение бастующих золотодобытчиков с царской полицией. Рабочие требовали улучшения условий труда и 8-часовой рабочий день. В ответ вооруженные жандармы открыли огонь. Погибло более 200 человек. Ленские события дали толчок революционному подъему во всей стране. Кто знает, если бы переговоры приняли тогда мирный характер, возможно путь России к «величию» был бы менее кровавым?!
Жители района чтят память погибших рабочих, ежегодно отмечая эту скорбную дату, проводят траурные митинги и возлагают венки.
По дороге к поселку Апрельск встречаем брошенную драгу. Бывшие владельцы в свое время мечтали продать ее на металлолом, но, не найдя желающих, просто бросили оборудование под открытым небом. С тех пор оно ржавеет, напоминая о трудовом прошлом. В поселке Апрельске, которому более 100 лет, сейчас живут одни пенсионеры. Золотодобыча здесь давно не ведется.
Среди поселков Бодайбинского района Артемовский – один из старейших. В прошлом году он отметил 130 лет. Ранее Артемовский назывался Феодосиевский. Как прииск был заявлен в 1879 году, а эксплуатироваться начал в 1897-м. Поселок начал строиться в начале XX века по обе стороны рек Бодайбинка и Догалдын. В некогда процветающем поселке, насчитывающем когда-то более десятка тысяч жителей, сегодня едва наберется лишь две тысячи. Помощник главы администрации Артемовского городского поселения Оксана Зацаренко рассказала:
– В наше МО входят три населенных пункта: Артемовск, Апрельск и Маракан, где в общей сложности проживает 2 400 человек. Люди работают в филиале ЦРБ, школе, детском саду, досуговом центре, в энергетической компании «Витимэнерго». Очередей для устройства в дошкольное учреждение нет. В школе, где обучаются около 200 учеников, не хватает учителей. Нет учителей-предметников: биологов, преподавателей иностранного языка, химии. В больнице из врачебных специалистов остались лишь терапевт и педиатр. За хирургическими или, например, стоматологическими услугами приходится выезжать в Бодайбо. Основное население трудится на золотодобывающих предприятиях: ЗАО «Сибзото», ЗАО «ЛенСиб», ЗАО «Маракан». Главные проблемы – ветхое жилье (его в поселке более 80%) и отсутствие перспектив. Бюджетных средств ни на что не хватает. За первое полугодие 2010 года утвержденные бюджетные назначения составляют без малого 43 миллиона. Из них исполненных около 16.
Чуть более года назад стараниями районной власти в Артемовске и Апрельске появилась сотовая связь. Маракан по-прежнему довольствуется внутрипоселковой АТС и таксофоном.
Программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» работала в Артемовске только в 2007-м. За год удалось переселить четыре семьи. Остро нуждающихся – более полусотни.
В Артемовском два пятиэтажных дома. Один – «новый» – построенный в 80-е годы прошлого века по-прежнему является приютом для жителей, второй – стянутый скобами, разваливается на глазах. Половину аварийного дома на улице 40 лет Победы жильцы просто бросили. Здание, которое стоит на месте выработанной шахты, ходит из стороны в сторону: сказываются поземные пустоты.
– Я дверь в ванную, допустим, открою днем, а вечером уже закрыть не могу, – жалуется жительница дома Галина Корчугина. – Часть дома стянули скобами, остальная половина вот-вот окончательно рухнет.
Поселковая библиотека Артемовского приятно удивила. Мимо крупного плаката «Бюро добрых услуг» мы просто не могли пройти. Надо же было узнать, что за услуги такие. Как рассказала заведующая библиотекой Зинаида Дегтярникова, учреждение выиграло грант от предприятия «Полюс-Золото», на что и смогла организовать новую услугу для жителей поселка. Местные пенсионеры приходят с заявками – кому огород вскопать, кому дров наколоть, а библиотекари ищут безработных, готовых помочь и заработать.
– У нас своя база данных и много безработных, – говорит заведующая, – из Апрельска к нам тоже приезжают на заработки. Кроме того, выяснилось, что у библиотеки вполне приличный книжный фонд, местные жители от мала до велика посещают читальный зал. Книги библиотекари возят в том числе и на прииски, чтоб старатели в тайге имели возможность почитать.
Возвращаясь в Бодайбо, заезжаем на смотровую площадку, оборудованную десятки лет назад. Это место паломничества молодоженов и любителей посмотреть на город с высоты птичьего полета. Открывающаяся панорама впечатляет. Поселок, основанный более века назад, издалека кажется красивым и уютным.
С нами соглашается и мэр района Евгений Юмашев.
– Бодайбинский район – удивительное место. Здесь живут трудолюбивые и терпеливые люди. Многие не хотят уезжать и оставлять эти места, отвоеванные у суровой природы. Мы пытаемся решать проблемы своими силами, но без поддержки нам не обойтись. Не может район, приносящий налоговых отчислений около 6 миллиардов рублей в год, жить так, как он сейчас живет. На содержание 1 километра дороги при нормативе 495 тысяч рублей выделяется чуть более 30. Экономика предприятий несет большие убытки из-за неудовлетворительного состояния дорог.
Местные жители, доведенные до отчаяния, провели не так давно пикет и перекрыли дорогу Бодайбо – Кропоткин, чтобы привлечь внимание к «дорожной» проблеме. Пока власти не повернутся лицом к Северу, ничего хорошего для себя район не ждет.