Владимир Кривоносенко: Если постараться, то можно согреть даже северный город
Город Усть-Кут – один из самых старых на территории области. Старше него только Киренск, основанный в 1630 году. В 2011 году Усть-Кут отметит 380 лет. В Усть-Куте на каждые пять лет приходится по два городских юбилея. Жители отмечают годовщину основания Усть-Кутского острога и годовщину присвоения Усть-Куту статуса города.
В 1631 году казак Иван Галкин построил острог на устье реки Куты, с этого времени отсчитывается история северного поселения, известного сегодня как город Усть-Кут. В 30-х годах XVII века важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу. Усть-Кут называли «воротами на Север», потому что через этот населенный пункт первопроходцы уходили вниз по Лене, к морю Лаптевых.
Здесь строились дощаники для великой Северной экспедиции Витуса Беринга, в Усть-Куте побывали братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, первооткрыватели Камчатки Атласов и Крашенников, «русский Колумб» Григорий Шелехов, исследователь устья Амура Невельский. Усть-Кут долгие годы служил местом ссылки политических заключенных, осенью 1900 года в Усть-Куте, который тогда еще был селом, отбывал ссылку Лев Троцкий.
В 1950 началось строительство Осетровского речного порта, которому в будущем было суждено стать самым крупным речным портом СССР. 29 июля 1954 года Усть-Кут получил статус города районного подчинения путем объединения рабочих поселков Усть-Кута и Осетрова. В 1974 году Усть-Кут стал отправной точкой строительства БАМа. Его нередко называют городом с тремя названиями: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (ж. д. станция), Осетрово (порт). О том, как сегодня живет северный город, рассказывает глава Усть-Кутского городского поселения Владимир Кривоносенко.
Экономика Усть-Кута основана на добыче природных ресурсов, лесном хозяйстве и деятельности предприятий транспортного узла «железная дорога – порт». Общий объем выручки от реализации товаров и услуг в 2009 году составил 6,8 млрд рублей.
Основные предприятия – в нефтегазовом комплексе – ОАО «Усть-Кутнефтегаз» дочернее предприятие ООО «Иркутская нефтяная компания», Нефтебаза. В транспортном комплексе работают крупный Осетрово-Ленский транспортный узел на пересечении железнодорожных, речных, воздушных и автомобильных путей. Узел включает крупнейший в России речной порт Осетрово, занимающийся транспортировкой грузов на Север, Верхне-Ленское речное пароходство, ОАО «Алроса-Терминал», предприятия ВСЖД. Когда-то Осетровский порт был загружен максимально, через него проходило до 2,5 млн тонн грузов в год, люди работали в три смены. После объемы предприятия сократились. В 2007 году началось строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», северный и западный грузовые районы Усть-Кута стали вновь задействоваться по максимуму. Объем перевезенных грузов составил более 1 млн тонн за навигацию.
– Когда я баллотировался на пост главы муниципального образования, город был на слуху у всей России, как замерзающий, проблемный, – говорит глава администрации. – Первой и главной задачей было навести порядок в городской системе ЖКХ. Город сильно вытянут вдоль рек Лены и Куты – его длина по руслам рек составляет 45 километров, в то время как максимальная ширина застройки не превышает 3 километров, он состоит из множества микрорайонов и поселков, связанных дорогами. Было необходимо выстроить эффективную схему теплоснабжения. В Усть-Куте в рамках областной программы по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, рассчитанной до 2010 года, несколько котельных запланировано перевести с жидкого топлива на уголь.
Всего у нас 24 котельных, пять из них – ведомственные. Девять теплоисточников работают на жидком топливе, что существенно повышает затраты на закупку топлива. Так, в последние годы цена мазута выросла на 43%, нефти – на 25%, угля – на 12%.
Программа модернизации ЖКХ началась в 2007 году. Мы получили из областного бюджета порядка 17 миллионов рублей, на эти средства проложены теплотрасса от котельной «Паниха» до котельной «Севергео» и до котельной АЛГЭ. Сегодня на «Панихе» смонтированы четыре новых котла.
В городе идет работа по оптимизация теплоснабжения центральной части. Там работают три котельных: «Лена», «Центральная» (бывшая ТЭЦ) и Восточного грузового района.
Наша задача на ближайшее будущее – полностью уйти от жидкого топлива. Работая в этом направлении, нам уже удалось сэкономить 167,9 миллиона рублей.
Мы вошли в соответствующую областную программу и в 32 домах (дополнительно к тем, где это было сделано ранее) установили приборы учета. Область выделила на это два миллиона рублей, и городской бюджет вложил более двух с половиной миллионов рублей. Установка приборов также поможет снизить затраты по ЖКХ и для города, и для горожан.
– Какова ситуация с городским хозяйством, долгами населения за коммунальные услуги?
– В городе работает десять управляющих компаний. Их работу я оцениваю удовлетворительно. Жилой фонд, конечно, старый, на 40% изношенный. 70 кровель требовали ремонта, за последнее время мы смогли капитально отремонтировать 40. Мы следим за работой жилищных компаний, регулярно проводим совещания, где заслушиваем в том числе и отчеты по собираемости квартплаты. Над нами все еще довлеет задолженность за тепловую энергию и топливо, есть серьезная задолженность у населения. На 1 января 2009 года собираемость коммунальных платежей составила 90,2%, на 1 января 2010 – 89,9 %. Стараемся изменить ситуацию, над этим работает жилищная служба администрации, юристы, не реже одного раза в квартал собираем всех представителей управляющих компаний. Совместно решаем сложные вопросы. Например, в 2009 году добились расторжения договоров социального найма с 16 квартиросъемщиками.
Что касается наших собственных долгов, – сказался прошлогодний кризис, нам уменьшили выпадающие доходы и мы недополучили 113 миллионов рублей. Сегодня город должен 128,5 миллиона рублей за тепловую энергию, это создает проблемы при закупке топлива.
– Что скажете о ремонте дорог?
– Центральные улицы Усть-Кута имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных – бетонное. Остальные – без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.
В январе 2009 года дорожный налог вернулся в область, что усложнило нашу жизнь. Тем не менее изыскиваем средства на ремонт, привлекаем хозяйственников. Дорожники работают методом сплошного асфальтирования, когда наиболее разбитый участок в 100–200 метров покрывается сплошным асфальтом. Где-то таким способом отремонтированы участки по 800–1000 метров. Этот опыт я заимствовал в одной из поездок по городам России.
Муниципальный автопарк города недавно пополнился тремя новыми пассажирскими автобусами. 2 млн 132 тыс. рублей выделено району в рамках федеральной программы поддержки отечественного автопрома, 1 млн 477 тыс. рублей выделили из местного бюджета.
– Жилье в Усть-Куте строите?
– В этом году по программе переселения из ветхого и аварийного жилья из федерального бюджета выделено 40 млн рублей. Было в городе недостроенное здание, мы его перепроектировали под 70-квартирный дом. Очередь на переселение составляет порядка 650 человек, есть временное БАМовское жилье, БАМ ушел, жители остались. Мы уже сдали 87-квартирный дом для переселенцев из ветхого жилья. Сегодня у нас освобождается жилье, и по программе переселения из районов Крайнего Севера мы эти квартиры перераспределяем. В прошлом году впервые за много лет наконец сдвинулась очередь. Одна из семей ожидала жилья 34 года.
– Безработица есть в городе?
– По данным на 1 января 2010 года, при численности постоянного населения 45 тысяч человек, число занятых в экономике составляло 14,2 тысячи, или 32%. Количество официально зарегистрированных безработных – 804. Из них 89,7% получают пособие.
За многие годы у нас рождаемость впервые превысила смертность. Сократился отток людей, ранее в год уезжали до 1000 человек, сегодня – 400–500. Сегодня многим студентам нет нужды уезжать на учебу в другие города – у нас есть большая учебная база –филиал Братского университета, представительство Московской гуманитарной академии, филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта.
Есть проблемы с кадрами – учителями, медиками. Мы находим возможности предоставления специалистам жилья, к нам даже из Таджикистана приехали несколько врачей.
В секторе малого бизнеса действует 160 предприятий, на которых занято 3,1 тыс. человек, или 22% от общей численности работающих. Основные виды деятельности – оптовая и розничная торговля и транспорт.
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы Усть-Кута?
– Город признан в области как транспортно-логический центр развития Севера. И пока это востребовано, Усть-Кут будет жить. Компания «Ютэйр» –дочернее предприятие «Сургутнефтегаза» – обратила внимание на наш аэропорт, выкупив контрольный пакет акций. Будет проводиться серьезная реконструкция, включающая удлинение полосы, строительство аэровокзала. Надеюсь, будет идти разработка Талаканского нефтегазового месторождения, участка на Верхней Тире – все это перспектива для нашего города.
Лесная отрасль набирает обороты – заканчивается строительство крупнейшего в России транспортно-сибирского лесного комплекса (ТСЛК) с объемом переработки 1 миллион кубометров в год.
Ближайшие планы – продолжить реконструкцию системы ЖКХ, усовершенствовать работу управляющих компаний. Я на всех мероприятиях подчеркиваю руководителям всех звеньев – не жители существуют для вас, а мы для них.