Режиссер Юрий Уткин: Театр – это зеркало, в котором можно увидеть самого себя
В следующем сезоне Иркутский областной театр кукол «Аистенок» отметит 75-летие. У его главного режиссера Юрия Уткина тоже небольшой юбилей – пять лет в коллективе. И за эти годы было поставлено множество ярких спектаклей, которые завоевали награды на российских фестивалях, в театре появились молодые артисты и новые формы общения со зрителями, среди которых семейные чаепития.
Однако главный режиссер не собирается останавливаться на достигнутом и обещает иркутским зрителям интересные спектакли. Мы встретились с ним в театре, где перед очередным сезоном ведется косметический ремонт.
С детьми надо разговаривать серьезно
– Юрий Анатольевич, как вам жилось в театре эти пять лет?
– За это время сделано много, например, я лучше узнал артистов. Наверное, пять лет – это как раз тот период, когда успеваешь и полюбиться, и поругаться, то есть притереться друг к другу. Сейчас мне комфортно работать в коллективе. Кроме того, мы успели выпустить заочный курс в Иркутском театральном училище, откуда в труппу пришел актер Роман Зорин. И очный курс, подаривший нашей труппе артистов: Ирину Нечитайло, Наталию Семененко, Никиту Халяндра и Анну Трифачеву. В результате чего сейчас наш коллектив на 50% состоит из молодежи.
– Кстати, ваш приход в театр совпал с еще одним «вливанием» молодежи в труппу…
– Да, тогда в «Аистенок» пришли молодые артисты – выпускники училища: Роман Бучек, Диана Бронникова и Наталия Керн. Поэтому, можно сказать, что у нас маленький совместный юбилей, который ребята грозятся отметить в театре. За эти годы у них был серьезный марафон, ведь я задействовал их практически во всех новых постановках, а также постарался максимально их занять на творческом поприще. Диана Бронникова преподает сценическую речь в театральном училище, а Роман Бучек и Наталия Керн хорошо себя зарекомендовали в качестве педагогов по мастерству актера. Думаю, что в дальнейшем они станут хорошей сменой иркутским преподавателям, которые готовят актеров театра кукол. Кстати, все они в настоящее время получают высшее образование.
– Вы сами недавно стали лауреатом престижной премии заслуженного деятеля искусств РСФСР М. М. Королева в номинации «За успешное воспитание актерской смены». Это было для вас неожиданно?
– Да. И вместе с тем приятно. Это награда основателя кукольной кафедры в Ленинградской академии театрально искусства Михаила Королева – человека легендарного. Особенно если учесть, что я набрал первый в своей жизни курс, и мы не подавали заявку на соискание этой премии. Вероятно, комиссия от Союза театральных деятелей видела наших студентов на различных фестивалях, куда мы старались их брать, чтобы они перенимали опыт. Премию вручали на корабле, который плыл по Москве-реке, все было очень празднично и театрально.
– А как вы оцениваете свои постановки, были творческие удачи?
– Трудно сказать. В каждом своем спектакле я вижу недоработки, и где могу, провожу работу над ошибками. Но, в эти годы мы много выезжали на разные фестивали, и почти везде завоевывали награды. А на последнем фестивале «Сибирский кот» нам сказали, что на форуме были два сильных театра: Кемеровский театр молодежи и «Аистенок». Наши победы убедили нас, что Иркутский театр кукол, несмотря на 75-летний юбилей, живой и молодой, а мы на правильном пути. Вот это и есть творческая удача. Я сейчас думаю, что каждый спектакль в какой-то степени был «пристрелкой» к артистам, репертуару, зрителям.
– Вы имеете в виду младшую аудиторию?
– Нет, здесь как раз все в порядке, дети редко бывают жертвами стереотипов. Но родителям мы тоже хотим показать, что мир сказки более глубокий и разнообразный.
– В чем же специфика иркутского зрителя?
– Наверное, в том, что родители привыкли к более традиционному театру кукол. Например, некоторые неоднозначно восприняли наш спектакль «По щучьему велению», когда мы обратились к первоисточнику – сказкам Афанасьева, а не к распространенной в советское время интерпретации Алексея Толстого. У него, если вы помните, «по щучьему велению, по моему хотению», а у народа – «по щучьему велению, по Божиему благословению». И сказка-то совсем другая. Там говорится не о глупом, ленивом Емеле, а о человеке, который задумался над тем, что происходит в мире, и тот стал ему открываться с другой, таинственной стороны. Поэтому мы сделали спектакль в святочно-колядочном стиле, и дети с удовольствием смотрели его, но некоторые родители говорили: «Ну, вот вечно переделают русские народные сказки под себя». И было сложно объяснить, что это как раз и есть оригинальный вариант. Дети сейчас совсем другие, чем раньше, поэтому достучаться до их сердец можно, только если они поймут, что с ними разговаривают серьезно и по-настоящему, а не выдают какие-то абстрактные постулаты в назидательном ключе. Но это не значит, что мы собираемся удариться в авангард, нужно взять все самое лучшее из классики и пропустить ее через призму сегодняшнего дня. Кроме того, взрослые не всегда понимают, что нельзя один и тот же материал смотреть в любом возрасте. В театре кукол есть спектакли для малышей, ребят постарше, подростков и взрослых.
– Но многие думают, что театр кукол – только для детей…
– Да, их трудно переубедить, поэтому иногда на спектакль для взрослых «Стрелец» Леонида Филатова приводят детей трех лет, ссылаясь на то, что ребенок у них спокойно смотрит ужастики по телевизору. И очень сложно объяснить, что детская психика очень ранимая, если это не учитывать, малышу даже можно навредить. Поэтому лучше посоветоваться с работниками театра, с заведующей литературной частью Ириной Гладких, у которой образование психолога. А если нужно, то я всегда готов встретиться и дать рекомендации. Театр – это место, где ребенок получает определенный нравственный заряд.
Юбилей отметим премьерами
– Слышала, что в ближайшее время вы собираетесь поставить спектакль для молодежи «Алые паруса» по Александру Грину?
– «Аистенок» получил грант Фонда Михаила Прохорова – около 700 тысяч рублей, кроме того, мы сами вложим в этот проект около 300 тысяч рублей. В большей степени эти средства будут потрачены на аппаратуру. Мы приобретем проектор, чтобы использовать в спектакле видеоряд, музыкальные инструменты. У нас будет звучать живая музыка, авторские композиции и стихи. Поэтому «Алые паруса» будут по-настоящему молодежным проектом, где многое зависит от наших молодых артистов. Мы хотим поговорить со зрителями о любви. Что это такое? Что она дает человеку? Возможно ли сегодня то чувство, та искра, от которой зародилась Вселенная.
– А какими постановками вы порадуете в юбилейном сезоне своих младших зрителей?
– В конце октября к нам на юбилей приедут пять-шесть театров из разных городов России, которые покажут иркутянам свои постановки. К этому времени «Аистенок» готовит две премьеры. «Осторожно, коза!» Михаила Супонина – это будет в некотором смысле пародия на западные боевики с яркими героями и глобальными проблемами. Но там одна проблема – раздор, откуда он берется, к чему может привести и как его предотвратить. Вторая премьера – «Сказка о рыбаке и рыбке» нашего классика, Александра Сергеевича Пушкина. Мне хочется, чтобы это был очень красивый спектакль-притча, поскольку в ней есть извечная тема бога и человека и угасших чувств между близкими людьми. Художник-постановщик спектакля из Хабаровска Наталья Павлишина, автор оформления спектакля «Стрелец». Кроме того, мы планирует поставить «Айболита» с приезжим режиссером Владимиром Гусаровым. Иркутянам он уже знаком по спектаклю «Кот в сапогах».
– Кстати, вы говорили, что у «Аистенка» скоро появится главный художник?
– Мы ждем к 15 августа Ульяну Филиппову, художника-постановщика спектакля «Сказки с небесного чердака». Кстати, она была художником спектакля в иркутском театральном училище «Тихие зори» по Борису Васильеву. Мало того, что этот материал в театре кукол никто не брал, работа получилась необычной и оригинальной еще и с точки зрения декораций, поэтому, я думаю, что мы сработаемся.
Меняя амплуа
– Юрий Анатольевич, а как вы вообще решили стать режиссером, как сложилось, что судьба занесла вас в Приангарье?
– Я родился в Узбекистане, где мои родители в советское время строили города, недалеко от Ташкента в городе Алмалык. Там я провел свое детство и юность. Потом случайно познакомился с ребятами, которые в театральной студии в большей степени занимались куклами. И я пришел туда к режиссеру Игорю Дунаеву, он открыл для меня этот удивительный мир театра. Хотя у меня были сомнения, так как до этого я был водителем, хорошо зарабатывал и крепко стоял на ногах. Но все-таки принял решение, о котором не жалею. В 25 лет поехал поступать на Алтай на режиссуру, правда, драматического театра. Но быстро понял, что театр кукол мне ближе, возможностей в нем больше. И я поступил в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, окончил ее, и за год до окончания мне предложили поработать в Братске. Потом в моей творческой биографии был Хабаровск. Позже меня пригласили в Иркутск, и пока мне здесь все нравиться. Если честно, я не люблю большие города, мне кажется, что они все высасывают из человека, а небольшие, наоборот, очень многое предлагают.
– Режиссер – сложная профессия, которая забирает много сил, но и многое дает. Что вы получаете взамен?
– Между прочим, я и актером тоже работаю, иногда в «Аистенке» позволяю себе выходить на сцену инкогнито. Но как у режиссера у меня есть шанс психологически смоделировать различные ситуации, чтобы зрители, выбирая между добром и злом, смогли постичь некую жизненную мудрость. В театре они могут делать ошибки совершенно безболезненно, ведь в нем, как в зеркале, можно пристально рассмотреть самого себя и свои поступки.