13.08.2010 12:00
Рубрики
Мнение
13.08.2010 12:00

Михаил Щеглов: И тогда мы будем строить дома и фонтаны…

Саянск – один из самых экономически развитых и комфортных городов Иркутской области. Если говорить языком цифр, то Саянск – это 43 тыс. 800 жителей, 82,5 кв. км площадей, вместе с промышленными предприятиями, полями, лесами, дорогами и т. д.

Саянск – это 135 многоквартирных домов, 93 индивидуальных дома коттеджной застройки, семь общеобразовательных школ, восемь детских садов, одна вечерняя школа, два плавательных бассейна, одна художественная и две музыкальные школы. В городе есть своя горнолыжная база с достаточно развитой материальной базой. Строится современный стадион. Почти в каждом микрорайоне работает спортивный клуб.

Городу 40 лет. Средний возраст населения – 34 года. В городе нет старых деревянных застроек и частного сектора. Город Саянск, расположенный на территории Зиминского района, считается перспективным и вполне благополучным промышленным центром Иркутской области с мощным градообразующим предприятием «Саянскхимпласт». Но сегодня мы попросили рассказать мэра города Саянска Михаила Щеглова не об этом. Мы решили расспросить у него о финансовых механизмах, которые помогают городу развиваться, или, наоборот, мешают двигаться вперед.

– Михаил Николаевич, давайте начнем с небольшого экономического обзора. Сколько предприятий сегодня работает в городе?

– В Саянске 15 тысяч работающих. Из них на градообразующем предприятии ОАО «Саянскхимпласт» работают 4 тысячи 300 человек. Всего на нашей территории расположено 229 предприятий и трудятся 1337 индивидуальных предпринимателей. Основной доход бюджета формируется за счет промышленности. Доля других видов экономической деятельности намного ниже: торговля – 17%, строительство – 3%, сельское хозяйство – 8%. Доля «Саянскхимпласта», который выпускает половину смол ПВХ в России, 90% в общем объеме промышленного производства города. Во все уровни бюджета в 2009 году градообразующее предприятие перечислило 1 млрд 400 млн рублей. Из них 90 млн – в местный бюджет.

– Роль «Саянскхимпласта» в жизни города недооценить сложно…  

– Что такое «Саянскхимпласт»? Это треть высококвалифицированного работающего населения с заработной платой в 1,8 раза выше, чем среднегородская. Если бы «Саянскхимпласт» одномоментно прекратил свое существование, то города просто не стало бы. Не забывайте, что одно рабочее место на предприятии предполагает целую экономическую цепочку – это бюджетное обслуживание, дороги, коммунальная служба, развитие торговли – половина всех покупок в городе приходится на долю работников завода.

– Если бы вам пришлось ставить оценку уровню жизни горожан?  

– Я бы поставил твердую «четверку». В Саянске жить вполне комфортно. К нам не зря собираются переезжать ветераны Великой Отечественной войны. Сто с лишним человек из соседних территорий изъявили желание переехать сюда на постоянное место жительства по президентской программе. Сейчас для них строится жилье. Для города это, конечно, социальная нагрузка, но принимать у себя ветеранов войны – это еще и очень почетная миссия. Я уверен, что им будет у нас очень удобно жить. В городе чистый воздух, нет грязных дорог и грязных производств, до ближайшего магазина пять-десять минут ходьбы. Город очень компактно расположен – за двадцать минут можно обойти пешком почти весь Саянск. У нас нет ни одной котельной, мы отапливаемся ТЭЦ (ОАО «Иркутскэнерго»), расположенной в двадцати километрах от города. 70% мощностей ТЭЦ работают на «Саянскхимпласт». В самом городе работает муниципальное предприятие, которое обслуживает тепловую трассу и весь город, за исключением индивидуальных домов с электробойлерным отоплением.

– А это не дорого – жить в домах с автономным электроотоплением?

– При существующих тарифах на электроэнергию – нет. Но если они перевалят за рубль, что вполне может произойти, то это будет невыгодно. Именно поэтому с большой надеждой мы ждем газ. После его прихода у нас не только промышленность будет развиваться, но и появится возможность отапливаться более дешевым метаном.

– Говорят, что демографический всплеск не обошел стороной Саянск?

– По сравнению с прошлым годом у нас действительно наблюдается небольшой демографический прирост. Мест в детских дошкольных учреждениях Саянска сегодня не хватает. А когда-то в городе насчитывалось 18 детских садов – строились с расчетом на перспективу. Теперь, чтобы хоть как-то решить проблему, открываем в действующих садиках дополнительные группы. По существующим правилам, нам надо было бы сегодня закрывать полторы городских школы. Но ведь понятно, что через три-четыре года нас ожидает демографический всплеск, и снова понадобятся учебные учреждения. В девяностые годы многие детские сады в Саянске закрыли, но к счастью, мы их не распродали, и все они остались в муниципальной собственности. В некоторых из них расположены художественные и спортивные школы, Центр народного творчества.

– Михаил Николаевич, как выстраивается городская финансовая политика? 

– Я считаю, что у большинства городов России, за исключением, может быть, Москвы, Санкт-Петербурга и еще двух-трех, одна проблема. Условия, в которых мы существуем, это условия выживания. Посудите сами, от всех собираемых на территории города налоговых доходов нам оставляют собственных доходов 11%. Еще столько же нам дают в виде субсидий, субвенций, дотаций из федерального и областного бюджетов на целевые программы. Это парадоксальная ситуация, когда более 70% денег уходит в вышестоящие бюджеты, и лишь 25% остается в городе. И в этих условиях мы должны развиваться. Каким образом? В Саянске 67% всех доходов консолидированного бюджета уходит на заработную плату. Эта цифра действительно говорит о том, что мы выживаем. Мы не строим в полной мере те объекты, которые нам необходимы, не реконструируем дороги и не расширяем их сеть, мы только латаем дырки и где-то меняем бордюры. Радует, что по сравнению с прошлым годом все-таки ситуация получше. Видимо, сказываются мероприятия по оптимизации бюджета. Но всякое отсутствие финансовой самостоятельности мешает работать.

Другая, не менее существенная проблема – бесконечно меняющееся законодательство. Погода, наверное, не меняется так часто, как наше законодательство. Буквально сегодня мы получили новые изменения по налоговому законодательству. И эти новые требования выходят бесконечно – по Ростехнадзору, Роспотребнадзору, по ресурсосбережению и т. д. И чем меньше у нас остается денег, тем больше появляется новых требований. Я считаю, что та вертикаль власти, которая у нас есть, – это не самое плохое, а вот выстроенная вертикаль финансов, когда деньги сначала централизуются, а потом спускаются сверху, и при этом не всегда учитывается то, что нам нужно, – оставляет желать лучшего. Обратный финансовый поток я не считаю логичным.   

– То есть, получается, что сверху ваши расходы диктуют неправильно?

– Вот простой жизненный пример. Существует федеральная программа «Молодым семьям – доступное жилье». Мы желаем в ней участвовать и делаем заявки. В прошлом году Саянск по этой программе заявил 20 семей, а попали в нее всего две семьи – десятая часть. То же самое произошло и с соседними территориями – они также получили десятую часть. Но они оказались похитрее, в десять раз завысили свои потребности и в итоге получили то, что хотели. Учитывая свои ошибки и опыт более искушенных соседей, в нынешнем году мы подали заявку на большую сумму. Это и есть простой пример, который показывает странности финансирования.

В продолжение темы скажу, что налог на прибыль предприятий полностью уходит в областной и федеральный бюджеты. Скажите, как городская администрация может быть заинтересована в том, чтобы на территории находились прибыльные предприятия? Так называемая упрощенка – налог на упрощенную систему налогообложения – тоже уходит в областной бюджет.

Что стимулирует мэра развивать малый бизнес? Если бы мы имели хотя бы какую-то долю от налога на прибыль в бюджете, нам было бы интересно иметь прибыльные предприятия. Если бы у нас оставалась часть транспортного налога, мы могли бы больше средств потратить на ремонт дорог. Иными словами, у нас забираются рычаги, которые бы стимулировали территорию развивать свою доходную базу.   

– Может быть, заряд оптимизма вы получили от недавнего визита в Иркутск министра финансов Кудрина?

– Во время встречи мы действительно услышали много полезного и интересного. В том числе министр говорил о необходимости внедрять программы энергосбережения. Она не вызывает сомнений. Но как утеплить школы и как полностью автоматизировать систему теплоснабжения, которая реагировала бы на изменения температуры и сама бы отключалась, если срок окупаемости проекта от 15 до 17 лет? Мы утонем в кредитных долгах. А энергосберегающие лампочки, которые мы купим для всех бюджетных учреждений и которые в десятки раз дороже обычных лампочек накаливания, думаете, они качественнее? Они перегорают точно так же. Где экономия?  

Я согласен, мы поставим сколько угодно приборов учета воды в школах и детских садах. Но от этого дети не будут реже ходить в туалет и мыть руки. А ведь почти вся используемая в этих учреждениях вода уходит только на эти цели – на мытье полов техничкам много воды тоже не нужно.

В прошлом году у нас была холодная зима – на 5–6 градусов ниже, чем обычно. Именно она перечеркнула все наши мечты о 3%-ной экономии, потому что мы на 20 дней продлили отопительный сезон. Ради этой экономии мы не могли отключить от тепла детские сады.

Тем, кто в федеральном центре регулирует финансовые потоки, я бы сказал следующее. Если вы оставляете муниципальным образованиям деньги только на заработную плату и при этом требуете, чтобы они исполняли все федеральные законы, то подкрепляйте это деньгами из Федерации или меняйте систему распределения средств.

В чем смысл прокурорских протестов по поводу того, что не посыпаются дороги, или нет освещения на улице, или почему школы не подготовлены к учебному году и нет ростовой мебели, которая положена по закону, и линолеум не новый, а подклеенный. Для всего этого нужны деньги, а их нет. Мы три года не поднимаем зарплату бюджетникам и в прошлом году вынуждены были пойти на беспрецедентные меры по отпускам без сохранения заработной платы. К счастью, в этом году в отпуск по принуждению у нас никто не ушел. Но мы продолжаем заниматься вопросом оптимизации бюджета. На 10% сократили число работников администрации, оптимизировали структуры, объединили отдельные комитеты. Но, что удивительно, при этом у нас ежегодно катастрофически увеличивается число бумаг. Кроме размещения документов на сайтах в электронном виде, мы обязаны их дублировать в двух-трех вариантах на бумажных носителях.

Количество всевозможных запросов от разных ведомств к нам только увеличивается. Мы готовим ежегодную, ежемесячную, ежедекадную и чуть ли не еженедельную отчетность с анализом проделанной работы. Такое чувство, что количество чиновников у нас только множится. Мы посчитали – количество бумаг по сравнению с 2004-м и 2005 годом у нас увеличилось в три раза. Мы почти все время занимаемся бумажной работой, а на работу с населением его остается все меньше. 

– Михаил Николаевич, Саянск – это город одного градообразующего предприятия. Вы когда-нибудь сравнивали его с Байкальском?  

– Если спрогнозировать в Саянске ситуацию с закрытием градообразующего предприятия, то я бы сказал, что проблемы Байкальска, наверное, разрешить легче, чем проблемы Саянска. Почему? У нас нет рядом Байкала. Туристическую зону на нашей территории не откроешь. У нас нет земель сельскохозяйственного назначения. Когда нам предложили разработать программу моногорода без учета работы «Саянскхимпласта», я сказал, что это утопия. Да, мы должны разработать программу, по которой бы минимизировали участие этого предприятия в бюджете города. Мы должны рассматривать программу создания дополнительных предприятий, увеличивать доходность и привлекательность других сфер деятельности. Но без «Саянскхимпласта» у города, который строился как город химиков, нет других предназначений. Наше будущее в развитии нефтехимии, газохимии, модернизации градообразующего предприятия. Я считаю, что правительству нужно не декларировать проблемы моногородов, а помогать конкурентоспособным предприятиям. Что такое «Саянскхимпласт»? Это 50% смолы России, это стратегический партнер государства. А ведь в отношениях государства и предприятия не все так безоблачно. Когда-то до 90% смолы Саянск поставлял на внешний рынок. Продукция уходила в Швецию, Японию, Китай, многие другие страны. Сегодня мы переориентировались на внутренний рынок – мы собираемся развивать строительство. Но тогда почему для стратегически важных предприятий поднимаются железнодорожные тарифы, тарифы на энергию, на тепло? Почему монопольно увеличивается цена на этилен и почему сокращается количество поставляемого сырья, которое необходимо производству. Разве так должна выглядеть поддержка моногорода государством? Нужно просто не мешать предприятию развиваться, и тогда мы будем строить дома и фонтаны…  

– И в том числе дома для социально незащищенных граждан?  

– Я считаю, что те деньги, которые государством выделяются на приобретение жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, сирот, не решат проблему. Нужно строить социальное жилье. Надо строить квартиры с рассрочкой на 20–30 лет, чтобы в будущем семья могла выкупить это жилье. Нужно выдавать под такое строительство беспроцентные кредиты.

В 2007 году мы разрабатывали проект по строительству первого социального многоквартирного дома и даже потратили на него полмиллиона рублей. Но финансовый кризис откорректировал все наши усилия.  

– Как вы думаете, молодежь в состоянии покупать себе квартиры по программе доступного жилья?

– Да. Потому что в эту программу не принимаются те семьи, которые не имеют справки о доходах, или без имущества. Мы таких в очередь не ставим.

– Я не ошибаюсь, получается, что у нас очень много молодых семей, которые не могут принимать участие в этой программе?

– Конечно, очень много. В ней принимают участие только те молодые семьи, у которых есть доход, позволяющий выплачивать кредит. Семья из двух учителей никогда не попадет в эту программу, потому что у них заработная плата по десять тысяч рублей в месяц.

Или вот еще один простой пример. В очереди на получение квартиры три-четыре года стоит молодая семья. И вот исполнилось одному из супругов 35 лет. И все – это уже не молодая семья. А что изменилось-то, ведь четыре года ждали? Или, скажем, в молодой семье сейчас приличные доходы, а через год их уже нет – и семья автоматически исключается из программы. А ведь жизнь меняется, кто-то теряет работу, кто-то находит – и это нужно учитывать. А если бы мы строили социальное жилье, все было бы по-другому. Когда-то молодым специалистом по распределению я приехал в этот город работать и через три месяца получил трехкомнатную квартиру. Мы с женой были выпускниками вуза.  

– А может быть, вернуться к практике строительства общежитий?

– К понятию «общежитие» я отношусь очень отрицательно. У нас есть дома с коридорной системой. А что такое общий коридор? Вы даже в автобусе стараетесь лицом к лицу ни с кем не стоять, вам нужен свой угол. Общежития коридорного типа я считаю домами некомфортного проживания. В них годами живут люди, которых некуда выселить, которые имеют большую задолженность за коммунальные услуги, и, соответственно, у управляющих компаний остается меньше средств на содержание этих домов.  

Подводя итоги того, о чем мы с вами говорили, еще раз подчеркну, что у нас две главных проблемы – слишком часто меняется законодательство, и мы финансово несамостоятельны. Как только мы справимся с этим, нам и жить будет проще, и о людях заботу проявлять.