Фотороман Елены и Геннадия Курлович
Говорят, лучшая работа – это хорошо оплачиваемое хобби, а если это хобби одно на двоих, то это, наверняка, залог успешной семейной жизни. В таком случае, известным ангарским фотохудожникам Елене и Геннадию Курловичам повезло вдвойне, а, может быть, втройне, ведь разногласий по вопросам выбора объекта съемки, а также по поводу того, где проводить отпуск у них не возникает.
Излюбленной темой выпускников Ленинградского института киноинженеров (ныне – Университет кино и телевидения) еще 40 лет назад стал Байкал – главный герой их фоторомана. Увидеть результат этого сотворчества можно на выставке «Мы пишем светом, а краски дарит нам природа», которая открылась в галерее Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева.
В экспозиции более работ, и это лишь маленькая толика байкальского фотоархива авторов. Причем работ, созданных за последние несколько лет, по признанию Елены Курлович, хватило бы на три экспозиции. И в это охотно веришь, потому что фотоальбом, созданный супругами к одному из БЭФов «Байкал. Мелодии года», показывает священное озеро с самых различных сторон. Богатая натура позволяет супругам не повторяться, а профессионализм и знание ландшафта – создавать почти живописные полотна. Все эти годы супруги исследуют озеро, открывая для себя его заповедные уголки.
– Мы снимали Байкал постоянно, с 1970-го года, – говорит Елена. – Первый транспорт, который мы купили, был мотороллер, и на нем забирались туда, куда многие на машине не ездили. А так как у меня муж на все руки мастер, он впереди сделал рамки, куда мы складывали снаряжение, обвязывали веревками и полиэтиленом, и получался большой белый шар, и когда такое чудо появлялось на дороге, инспекторы ГАИ не сразу соображали, что это такое, и не успевали нас остановить.
По всесоюзному распределению супруги Курлович были приглашены на работу для создания кино-фото-студии при Ангарском электролизном химическом комбинате. Там они 23 года занимались производством кинохроники и фотографией. Кстати, поселившись в Ангарске, они ни разу не пожалели о сделанном выборе, тем более что на карту была поставлена не только карьера, но и семейное счастье.
– Нам обоим предлагали остаться в Ленинграде, – вспоминает Елена. – Мне в лаборатории Академии наук, Гене – на закрытом предприятии, где мы делали наши дипломные работы. Но в Ленинграде в те времена о женитьбе и речи не могло быть, потому что нужна была лимитная прописка и жилье. 2 июля 1970 года мы всю ночь праздновали выпуск из института, а 3 – зарегистрировались, и все преподаватели и сокурсники поздравляли нас в ресторане на Васильевском острове. Это был последний праздник нашего курса. На следующий день все разъехались по местам своих распределений. И мы поехали в Сибирь «за туманом и за запахом тайги». Предполагали, что на положенных тогда три года. Но так «прикипели» к Ангарску, к друзьям, к сибирской природе, к Байкалу, что в аспирантуре, где нас ждали 12 лет, мы так и не появились.
Потом были смутные 1990-е, когда гидролизный комбинат, сокращая расходы, избавился от всех «побочных» подразделений. Однако супруги не растерялись и окончили сначала курсы предпринимателей, затем получили бухгалтерское образование. В 1993 году они зарегистрировали «Студию ГЕМ», которая существует до сих пор. Много работая над рекламной продукцией: буклетами и открытками, однажды фотохудожники столкнулись с некачественной печатью своих снимков. Не желая в дальнейшем попадать в подобные ситуации, освоили издательское дело. Сейчас авторы готовятся к выпуску второго альбома о Байкале, с рабочим названием «Настроение».
– Нам очень важно показать разный Байкал, – отмечает Елена. – Ведь он всем дарит много красоты, которая говорит сама за себя, наверное, поэтому у нас в первом альбоме нет подписей к фотографиям. Но в следующем году мы решили сопроводить снимки выдержками из дневников, которые мы ведем в путешествиях, чтобы еще четче проявить настроение снимка.
Некоторые подписи к фотографиям, немного напоминающие японские хокку, можно увидеть уже на выставке и еще раз насладиться пейзажами священного озера во всей его красе. Интересно, что почти все работы на выставке сняты на пленку, так как фотохудожники считают, что цифровая техника при всем ее удобстве развращает. Они, конечно, используют современные компьютерные новшества, освоить которые им помог сын Максим, однако стараются не увлекаться, ведь Байкал красив таким, каким его создала природа.
Выставка будет работать до конца августа.