Взяткам.net

Как с коррупцией борются в МЧС

Коррупция в России набирает обороты. А потому вопрос о противодействии ей становится все более актуальным. Какие меры в этой связи принимает Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), рассказал Владимир Булыгин – председатель Комиссии по предупреждению и пресечению коррупции, снятию излишних административных барьеров при развитии предпринимательства, созданной в ГУ МЧС России по Иркутской области.

– Владимир Владимирович, комиссия, которую Вы возглавляете, чем-то напоминает отдел собственной безопасности, существующий в силовых структурах. По крайней мере, цели и задачи у комиссии похожи на те, что существуют в других органах…

– Некоторое созвучие, безусловно, есть. Но в определенной, узкой направленности – это пресечение коррупционных проявлений среди сотрудников нашего ведомства. Именно в этих рамках мы обеспечиваем собственную безопасность, если проводить такие параллели.

– Какие методы используете в своей работе?

– Все наши методы озвучены в названии комиссии. Прежде всего, это, конечно, предупреждение, то есть профилактика. Широко используем метод убеждения в самых разных его проявлениях. Это могут быть и индивидуальные беседы, и собрания всего коллектива, и встречи с представителями прокуратуры, УВД и многое другое. Чаще всего все эти виды убеждения используются в совокупности. Случаев коррупции в нашем ведомстве немного, за прошлый год было выявлено всего два, и по каждому мы проводим подробный разбор. Скажем, обрисовываем перспективы, к чему может привести желание, как в советское время говорили, обогатиться за счет нетрудовых доходов.

– Насколько действенны такие методы? Может быть, необходимо пойти по пути повышения заработной платы, как это, к примеру, сделали у судей?

– Повышение заработной платы как метод борьбы с коррупцией, я не рассматриваю эффективной мерой. По крайней мере, на нынешней стадии развития нашего общества это не помогает. Это как с инфляцией, чем выше зарплата, тем выше поднимаются цены. В нашем ведомстве мы действует иначе – заставляем людей задуматься о возможных последствиях необдуманных действий. Ведь чаще всего на взятке попадаются молодые люди. Зачастую они не осознают всей тяжести своего поступка. А на деле получается так – берут 10-15 тысяч, а потом платят за это гораздо большую цену. Взять хотя бы стоимость услуг адвокатов, которые их защищают в суде. Я не говорю уже об испорченной репутации. Это пятно, которое уже не отмоешь.

– То есть вы ориентируетесь на укрепление морального духа сотрудников?

– Да. Как показывает практика, именно такая ориентация приносит хорошие результаты. При всем множестве соблазнов, которые присутствуют в работе инспекторов нашего ведомства, очень немногие им поддаются. Ведь, зная о последствиях, человек уже не раз задумается, прежде чем возьмет предложенные ему деньги. Я считаю, что при такой ответственной работе и таких возможностях количество оступившихся у нас, действительно, немного. Это, в первую очередь, хороший показатель профилактической, воспитательной и кадровой работы.

– Кстати, о показателях. Сколько сотрудников МЧС в этом году были уличены в получении нетрудовых доходов?

– В 2010 году возбуждено два уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного в части четвертой статьи 290 Уголовного кодекса РФ. В обоих случаях решение по ним еще не вынесено. В первом случае речь идет об инспекторе ГПН, во втором – о сотруднике ГИМС. Кстати, в истории государственной инспекции по маломерным судам Иркутской области это редчайший случай, когда сотрудники инспекции оказываются подозреваемыми во взяточничестве. Да и в целом по России такие случаи единичны.

– Грамотно используемый метод убеждения – это хорошо, но его явно недостаточно…

– Конечно, на особом контроле находится у нас и работа единого телефона доверия. Для своевременного выявления фактов неправомерных действий сотрудников МЧС у нас круглосуточно работает телефон доверия: (8-3952) 39-99-99. Мы широко пропагандируем этот номер. Он размещен на нашем официальном сайте и постоянно публикуется в СМИ. Обо всех фактах либо подозрениях на превышение должностных полномочий или коррупционные действия представителями ведомства можно сообщить по нему. По каждому обращению проводится служебное расследование. Анонимные звонки также принимаются к сведению, по ним проводится проверка. В 2010 году на телефон доверия поступило три обращения, по одному из них озвученные факты подтвердились. Тогда речь шла об использовании руководством пожарной части денежных средств личного состава на ремонт служебных помещений. Действия должностных лиц были рассмотрены на аттестационной комиссии, все они привлечены к дисциплинарной ответственности, предупреждены о неполном служебном соответствии. Кроме того, этот случай рассмотрен на селекторном совещании с подразделениями ФПС ГУ МЧС России по Иркутской области.

– Получается, что любой человек, будь то сотрудник ведомства либо рядовой гражданин, может обратиться на телефон доверия и заявить о фактах коррупции?

– Совершенно верно. Так на деле и получается. Каждое обращение подобного рода стоит на особом контроле у начальника ГУ МЧС России по Иркутской области. Организован жесткий контроль за рассмотрением и других обращений граждан на телефон доверия. Сотрудники ведомства видят, что они находятся под контролем. В наших условиях, когда за работу люди держатся, оказаться на улице никому не хочется. Кстати, угроза лишиться работы – серьезный стимул не совершать проступков.

– Получение взятки – это одна сторона вопроса, но есть еще и другая, не менее важная, – это предложение взятки. В этом направлении вы работаете?

– Как раз специально для этого мы проводим регулярные встречи с предпринимателями, семинары с бизнес-сообществом по вопросам открытости и прозрачности деятельности МЧС России. Важное направление здесь – работа государственного пожарного надзора как одного из самых «свирепых» контролирующих подразделений МЧС. Ведь инспектор ГПН может выписать не только крупный штраф предпринимателю, но и обратиться в суд с предписанием о приостановлении деятельности предприятия, а это может нанести серьезный урон его экономике. Поэтому здесь важен максимальный контакт с бизнесменами, руководителями предприятий. На семинарах мы детально объясняем все нюансы законодательства, проводим подробное консультирование с тем, чтобы собственник понял, что выполнять требования законодательства в области пожарной безопасности не так уже сложно. Нужно, чтобы предприниматели перестали бояться закона и стали бы соответствовать ему, нежели пытаться решить вопрос при помощи взятки инспектору ГПН.

– Но ведь коррупция – это преступление как со стороны того, кто берет взятку, так и со стороны того, кто ее дает…

– Именно поэтому я уверен, что публичная информация о тех предпринимателях или должностных лицах, которые пытаются решить свои проблемы с помощью взятки, помогла бы сделать борьбу с коррупцией еще более результативной. Еще раз подчеркну, что мы работаем в таком ведомстве, где извлечение выгоды из своего служебного положения абсолютно недопустимо, так как это ставит под угрозу жизни и здоровье людей, в то время как именно обеспечение их безопасности – наша основная задача. Поэтому мы жестко пресекаем и намерены пресекать впредь любые коррупционные проявления в нашей структуре.