Автобусы «Автоколонны 1880» проезжали мимо кассы
Власти Приангарья наводят порядок в сфере междугородних перевозок
По итогам первого полугодия работы в 2010 году ОАО «Автоколонна 1880» получило прибыль в размере 200 тыс. рублей. Как заявил министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Петр Воронин, это стало следствием предпринятых мер по оздоровлению финансовой ситуации на предприятии, ранее работавшем только с убыточным показателем.
При этом он отметил, что перед «Автоколонной» не ставится задача значительно увеличить свою долю на рынке пригородных перевозок и занять доминирующее положение. Проблема нелегальных перевозчиков будет решаться другими экономическими способами.
– Прибыль получена предприятием за счет снижения издержек, увеличения доходной части, – отметил Петр Воронин. – Выяснилось, что раньше через кассы, условно говоря, реализовывалось только 20 билетов в 40-местном автобусе, а еще на 20 мест деньги брались у пассажиров наличными прямо в транспортном средстве, то есть нелегальным образом. Эта схема пресечена. Теперь все пассажиры обилечиваются в кассах, как это и положено. Так что доходы, которые ранее уводились нелегальной схемой, теперь вернулись на предприятие. Кроме того, участки под стоянку частных автобусов и маршруток на иркутском автовокзале, находящемся в собственности «Автоколонны», сдавались в аренду по заниженным ценам. Стоимость доведена до среднерыночных показателей, соответственно, и статья доходов пополнилась. И таких факторов много.
Напомним, ситуация, которая сложилась в находящемся в региональной собственности ОАО «Автоколонна 1880», обсуждалась 17 августа на комиссии по оперативным вопросам под руководством губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева. Там, в частности, было сообщено, что из 24 маршрутов, согласованных с региональным министерством жилищной политики, энергетики, транспорта и связи, фактически предприятие работало только по двум, которые были убыточными. Пассажирские перевозки осуществляли 12 автобусов, при этом еще на 29 транспортных средств, не пригодных для эксплуатации, регулярно выделялись деньги на запасные части, топливо, а несуществующим водителям начислялась заработная плата. В ходе проверки был также выявлен факт приобретения предприятием в 2006 году пяти автобусов с перебитыми номерами. Автобусы работали на маршрутах, их обслуживание велось за счет предприятия, но билеты пассажирам продавались мимо кассы.
В рамках мероприятий по оздоровлению экономической ситуации на предприятии сменили руководство. Как уточнил Петр Воронин, на бывших руководителей «Автоколонны 1880» готовятся документы, которые в ближайшее время будут переданы в правоохранительные органы.
Те процессы, которые сейчас предпринимаются в отношении предприятия, министр охарактеризовал как «исключительно положительные». Кроме того, что изменяется финансовая ситуация на предприятии, принято решение о приобретении дополнительных автобусов. По словам министра, пока речь идет о транспортных средствах небольшой вместимости. 12 автобусов отечественного производства будет приобретено до конца этого года за счет средств федерального и областного бюджетов по схеме 70% на 30%.
– Мы не настаиваем на том, что «Автоколонна 1880» должна занять доминирующее положение на рынке пригородных и междугородних перевозок, – подчеркнул Петр Воронин. – Безусловно, предприятие будет наращивать объемы перевозок, но не до уровня монополиста. Думаю, доля в 25% будет оптимальным показателем, сейчас она не дотягивает даже до 5%. Предполагается создать такие условия, при которых нелегальные перевозчики будут вынуждены зарегистрировать свой бизнес, иначе их просто вытеснят с рынка. Мы будем действовать не административными способами, а экономическими.
По словам министра, в первую очередь предполагается предпринять меры по расширению сети продажи билетов на автобусные маршруты. Так, обсуждается возможность их реализовывать не только в кассах на автовокзале, как это происходит сейчас, но и через Интернет и терминалы.
– Когда пассажиры начнут приобретать билеты заранее, у нелегального перевозчика останется меньше возможности вести свой незаконный бизнес. И если он захочет остаться на этом рынке, то вынужден будет перейти на легальные позиции, – подчеркнул Петр Воронин.
Что касается вопросов упорядочения маршрутной сети межмуниципального и пригородного сообщения, готовится документация для проведения конкурсов на право осуществления перевозок. В ближайшее время будет объявлен конкурс среди перевозчиков по трем маршрутам на участке Иркутск – Шелехов, которые выставят единым лотом. Затем будут разыгрываться лоты по направлениям Иркутск – Черемхово и Иркутск – Усть-Орда.
Петр Воронин также сообщил, что принято решение о реконструкции здания и привокзальной площади иркутского автовокзала. Он подчеркнул, что на эти цели не предполагается выделение денег из областного бюджета, работы будут вестись за счет оборотных средств ОАО «Автоколонна 1880» и тех предпринимателей, которые захотят на данной территории развивать свой бизнес – точки общественного питания, магазины, пункты бытового обслуживания.