«Золотая» Лена
Раскрывает свои тайны в Бодайбинском краеведческом музее
Бодайбинский краеведческий музей имени В.Ф. Верещагина – уникальное хранилище истории «золотой» Лены, открытый в 1980 году. Фонд музея насчитывает свыше 12 тыс. экспонатов. Постоянная экспозиция, основное место в которой занимает история начального периода в освоении района, размещена в шести залах.
– Музей, расположенный в доме купца Якова Фризера, никогда не пустует, горожане и гости города ежедневно приходят сюда, чтобы посмотреть на исторические артефакты, которые бережно собирали в течение 50 лет. Многие свидетельства и экспонаты собраны основателем музея Владимиром Федоровичем Верещагиным, – говорит экскурсовод Татьяна Толстая.
История края началась в далеком 1846 году, во время проведения купеческой ярмарки в Якутии. Купец Трапезников увидел в руках тунгуса золотой самородок. Житель тайги рассказал про место, где валяется много «красивых камней» и вызвался его показать. В район верховья реки Хомолхо направили экспедицию, которая и нашла первые самородки. 7 сентября 1876 года были зарегистрированы золотоносные прииски, о чем свидетельствует книга Олекминского полицейского управления. Освоение бодайбинского драгметалла шло со стороны Якутии. Предприятия Олекминской золотоносной системы вели свое начало с 1843 года, когда было найдено якутское золото и построен острог.
Первые бодайбинские прииски, «Спасский» и «Вознесенский», зарегистрировали на имя действительного статского советника Козьмы Репнинского и купца Трапезникова. И началась на Лене «золотая лихорадка». Сюда приезжали старатели из Сибири и Центральной России, до революции 1917 года было выдано более двух тысяч заявок на разработки приисков. В музее сохранилась старинная приисковая карта 1878 года, где помечено зимовье Трапезникова. Есть и старые фотографии приисков – «Ивановского», «Тихонозадонского», «Феодосиевского». Интересна история их названий: участки называли по фамилиям владельцев – «Балахнинский», по именам жен и сестер – «Еленинский», «Варваринский» или в честь православных святых. До революции были также прииски «Спорный», «Угрюмый». На «Прокопьевском» был построен первый храм в честь всех святых. Сегодня ни одной церкви на приисках не сохранилось. Хотя с недавнего времени на месте золотых отработок стали строить новые храмы – в Балахнинском, в Перевозе.
В 1855 году в этих краях была открыта первая компания «Ленское золотопромышленное товарищество Баснина и Катышевцева». В музее хранятся подлинные документы товарищества, печать, бирка, сосуд для хранения золотого песка.
В 90-х годах XIX века новоиспеченный барон Гораций Гинзбург, воспользовавшись финансовыми трудностями золотопромышленного товарищества, прибрал к рукам все прииски на Лене и стал их единоличным хозяином. Акциями его компаний владела сама императрица Мария Федоровна. Гинзбург руководил бодайбинским золотом из Англии, а его компании находились в Санкт-Петербурге. Все споры по приискам также решались в судах северной столицы.
Бодайбо начал строиться весной 1863 года, когда казак Иван Новицкий вышел к устью реки Витим. В этом же году сюда пришел первый пароход, после была построена причальная стена, ее остатки и сегодня сохранились в городе. Активно строились купеческие резиденции, амбары, склады, пристани. Девятнадцать резиденций насчитывалось тогда в Бодайбо. В одной из них родилась мать композитора Дмитрия Шостаковича – Софья Васильевна Какаулина. Ее отец Василий Яковлевич работал окружным инженером и строил дорогу Бодайбо – Андреевский. Софья обучалась в первой школе на прииске «Успенский», затем с отличием окончила Иркутский институт благородных девиц. Отличницам выдавались специальные голубые ленты, Софья Васильевна при желании могла стать фрейлиной при дворе императрицы. Она отказалась от этого права и пошла учиться в консерваторию, а потом вышла замуж и родила будущего композитора.
В 1907 году в Бодайбо появился первый автомобиль. С 1907 по 1918 год в одном из фотоателье работал японский фотограф Цуцуки. Краеведы музея разыскали его потомков, внучка Цуцуки приезжала в 2003 году на с100-летие города и привезла в подарок музею японскую куклу. В 1914 году было построено училище, имевшее современную обсерваторию с телескопом и собственный конный двор.
На три года раньше, чем в Иркутске началось строительство Бодайбинской узкоколейной железной дороги. Общая протяженность ее составила 83 км. К 1916 году дорога была полностью достроена, а в 1966 году ее закрыли, заменив автомобильной трассой. В память о первой железной дороге Восточной Сибири в Бодайбо был установлен на постамент памятник – старинный паровоз.
Отдельная экспозиция музея посвящена событиям 1912 года – Ленскому расстрелу, при котором погибло более 200 человек. Экспонаты, одежду рабочих того времени, на хранение передали внуки тех, кто уцелел после расстрела. Первые орудия добычи золота: лоток старателя, тачка, бадья для подъема золотоносной породы из шахты, кайла, молот – вызывают наибольший интерес у посетителей. В музее хранится редкая коллекция минералов и муляж большого самородка в 26 кг, найденного в 1881 году на прииске «Радостный», близ реки Угахан. Среди экспонатов есть книги организаторов ленской забастовки Павла Баташова и Михаила Лебедева, написанные после трагических событий.
Музейные отделы посвящены и истории медицины. Например, здесь хранятся инструменты легендарного хирурга Михаила Леонова. Есть экспозиция, где отражено пребывание в этих краях Владимира Высоцкого. Также посетители могут увидеть макет Мамаканской ГЭС, построенной в 1957 году на вечной мерзлоте.
Кстати, в музей часто приходят письма от тех, кто ищет родственников, погибших в годы Гражданской войны и во время репрессий. Внук героя той войны Николая Березнера, ныне работающий в администарции президента России, искал в Бодайбо сведения о своей семье. Ему был отправлен пакет документов об истории березнеровского восстания.