25.08.2010 12:00
Рубрики
Культура
Теги
#театр
25.08.2010 12:00

Театральный роман Александра Вампилова

На сцене Иркутского ТЮЗа загадочный полумрак. И хотя сезон еще не открыли, здесь уже премьера. 19 августа, в день рождения Александра Вампилова, здесь сыграли спектакль «Ярмарка» по сценарию Лины Иоффе в постановке Александра Лобыгина. Результат получился неожиданным.

Слева светится оранжевым огоньком буржуйка, рядом простые деревянные табуреты. Именно такие реалии окружали Александра Вампилова (в постановке его играет Александр Павлов), когда он вместе со своим другом Шугаевым (Михаил Цыбань) приехал покорять Москву, и им разрешили пожить не даче в Красной Пахре. Тогда они и познакомились с автором «Василия Теркина». А вот и Александр Твардовский (заслуженный артист РФ Владимир Привалов) собственной персоной, в ватнике и шапке-ушанке учит молодых писателей жарить яичницу с салом, читает стихи и восхищается персонажами его пьес.

Потом неожиданно на сцену выходит мальчик (студиец Алексей Морозов), и по его репликам зрители догадываются, что это образ юного Александра Вампилова, ведь читает он из «Солнца в аистовом гнезде». Именно в этом своем рассказе о том, как в деревню приезжает театр, драматург описал начало своего театрального романа.

В спектакле картины сменяются музыкальными паузами – артистка Дарья Садовская и заведующая отделом «Дом-музей А. Вампилова» Иркутского областного краеведческого музея, а в прошлом профессиональная актриса, Галина Солуянова, обрядившись в расписные шали, поют народные песни. Потом возникают картины из произведений Антона Чехова. Здесь в «Чайке» Вампилов-Павлов играет Треплева, а Солуянова – Аркадину, а в следующем пронзительном фрагменте из «Прошлым летом в Чулимске» в роли Анны Хороших актриса буквально вышибает слезу.

При беглом пересказе сюжетная линия спектакля напоминает сборную солянку, однако при просмотре все составные части крепко скроенного сценария становятся одним целым. Поэтому не возникает вопросов, почему на сцене вдруг появляется Антон Чехов (Владимир Безродных) и почему он вдруг читает с листа рассказ Александра Вампилова, а актеры разыгрывают по ролям пантомиму. И диалог двух драматургов, когда они как будто мячиками для пинг-понга перебрасываются афоризмами, многие из которых являются зеркальным отражением или детальной проработкой друг друга.

Спектакль не производит впечатления, просто сделанного к дате, хотя и призван отметить 73-летие со дня рождения Александра Вампилова, 100-летие Александра Твардовского и 150-летие Антона Чехова. Он иначе расставляет этих великих творцов в закрученной истории и тем самым проясняет их влияние друг на друга. Намекая на то, что литература, как составляющая творческого процесса, на самом деле сама выбирает себе толмачей.