Достучаться до небес

Как защитить от лесных пожаров села Приангарья

События уходящего лета, связанные с лесными пожарами на европейской части России, показали, какая ответственность лежит на МЧС в вопросе защиты населения. Что нужно сейчас сделать, чтобы повысить боеспособность пожарных подразделений в нашем регионе, – об этом наша беседа с Владимиром Булыгиным, заместителем начальника ГУ МЧС России по Иркутской области.

– Владимир Владимирович, вопрос защиты населенных пунктов в связи с пожарами в центральных регионах страны звучит сейчас остро как никогда.

– Сегодня это стержневая тема и не только для ГУ МЧС России по Иркутской области, но и для всего министерства. Необходим системный анализ причин произошедшего, и на его выводах должны быть выработаны предложения. Кроме того, важнейшее значение в работе спасателей имеет правильная организация системы управления силами и средствами с целью повышения скорости оперативного реагирования на ЧС. Здесь речь идет о взаимодействии с другими структурами государственной власти, прежде всего, с органами управления субъекта. И в этом направлении Главное управление МЧС России по Иркутской области продолжает выстраивать совместно с правительством Иркутской области единый орган управления ЧС на основе соглашения между правительством Иркутской области и МЧС о передаче друг другу части своих полномочий.

– В чем суть этого соглашения и что оно дает рядовым гражданам?

– Начну с 2005 года, со вступления в силу ФЗ № 122, которым вносились изменения в федеральные законы, регулирующие общественные отношения в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ. Совместные полномочия разводились по полюсам – что делать должен центр, а что – субъект Федерации. Проще говоря, с одной стороны, теперь губернатор находится с полномочиями по гражданской защите, обязанностями обеспечить защиту населения. С другой стороны – Главное управление МЧС России по субъекту с его правами по закону управлять силами и средствами губернатора на территории области для обеспечения защиты населения. Получается, у губернатора есть силы и средства, но нет права создать орган управления, а у МЧС есть орган управления на территории субъекта РФ, но нет сил и средств обеспечить безопасность населения. Этот «ров», который сделал 122-й закон, мы закрываем, подписывая Соглашение. Отмечу, что основная задача ГУ МЧС России по Иркутской области, вытекающая из Соглашения, – обеспечить защиту населения от ЧС за счет повышения эффективности управления силами и средствами области, создаваемыми для этой цели в области. Рядовым же гражданам оно дает реализацию их права на безопасность, гарантированную Конституцией РФ. В том числе и от ЧС природного и техногенного характера.

– Такие соглашения – не новшество для Иркутской области. Нынешнее – уже третье.

– Действительно, Соглашение с министром МЧС Сергеем Шойгу о передаче друг другу части своих полномочий в области ГО, ПБ, защиты населения от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения безопасности людей на водных объектах в регионе подписывалось трижды разными губернаторами: в 2004 году – Борисом Говориным на четыре года, в 2008 году – Александром Тишаниным до 2010 года, в августе текущего года – Дмитрием Мезенцевым на шесть лет с пролонгацией на четыре года. Несмотря на то что на своей должности Дмитрий Федорович недавно, он сумел правильно расставить акценты в области защиты населения.

– Если Соглашение губернатором уже подписано, в чем же сложности?

– Во всех трех случаях понимание с первыми лицами (губернаторами) достигалось достаточно быстро. Чего нельзя, к сожалению, сказать о согласовании с профильными министерствами (имущественных отношений и финансов). В этом камень преткновения сейчас. Но мы работаем над снятием разногласий. И этот вопрос появления и устранения замечаний, внесения изменений считаю вполне закономерным. Это обычная практика при подписании любого договора. Но здесь нужно понимать, что наше Соглашение – это объективная необходимость. Сложившееся законодательство по защите населения таково, что единственное легитимное средство обеспечить его исполнение на должном уровне – это заключение Соглашения между МЧС и главами регионов. Только объединившись, мы можем обеспечивать защиту населения. Мы в СФО, кстати, были одними из первых, кто подписал такое Соглашение. И теперь надо думать о его качественном исполнении.  

– Какими силами сегодня располагает область?

– В регионе 14 юридических лиц, созданных для обеспечения безопасности населения в форме областных государственных учреждений (ОГУ). Это Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, Аварийно-спасательная служба Иркутской области и 12 отрядов областной государственной противопожарной службы. Все они переходят по Соглашению под управление ГУ МЧС России по Иркутской области. Сегодня с целью экономии средств и повышения эффективности управления 12 отрядов ГПС планируется объединить в одно целое. С этой целью подготовлено распоряжение губернатора, которое сейчас проходит согласование в правительстве Иркутской области.

– До конца 2010 года осталось чуть больше четырех месяцев. С января 20110 года уже нужно будет начинать работу по новому Соглашению. На какой стадии сейчас находится процесс согласования этого распоряжения?

– Проект, подготовленный Минимуществом и уже месяц как согласованный и с ГУ МЧС, и Главным правовым управлением аппарата правительства, не согласовывается в министерстве финансов Иркутской области. Финансисты считают, что нужна более радикальная и масштабная реформа для повышения эффективности управления, и не согласовывают проект. Их позиция: нужно все разделить – пожарных отдельно, гражданскую оборону и защиту населения отдельно.

– И все же, что нужно делать, чтобы исполнение Соглашения не тормозилось на уровне исполнителей, ведь реорганизация – это тоже управление?

– Выход только один – договариваться, потому что правовой альтернативы просто нет. Нам нужно делать одно общее государственное дело. Речь идет о безопасности населения. Причем мы ограничены не только временными рамками, но и событийными. Мы живем в регионе с множеством потенциальных рисков как природного, так и техногенного характера. Каждый год у нас происходят мощные лесные пожары, сильнейшие паводки. И это лишь часть опасностей, справляться с которыми нам предстоит сообща, как федеральным структурам, так и областным. Поэтому я рассчитываю на взаимопонимание и дальнейшее сотрудничество со всеми ветвями власти региона.

комментарий

Борис Грызлов, председатель Государственной думы:

– В Государственную думу правительством России внесен законопроект об изменении Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Законопроект уже направлен в профильный комитет и в парламентские фракции.

Речь идет о том, чтобы предоставить федеральной и региональной исполнительной власти более широкие полномочия при решении вопросов о выплате единовременной материальной помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. На практике могут возникать различные сложные и непредвиденные случаи, когда требуется быстрое принятие решений. Поправки в закон позволяют такие решения принимать.

Думаю, что законопроект будет рассмотрен и принят Государственной думой на одном из первых пленарных заседаний осенней сессии.