Между Нью-Йорком и Гонконгом
На БЭФе обсудили механизмы создания международного финансового центра
У России есть все возможности для того, чтобы стать международным финансовым центром (МФЦ), уверены отечественные и зарубежные эксперты. Какие задачи для этого необходимо решить, обсуждали участники специального круглого стола, который состоялся в среду в рамках VI Байкальского экономического форума.
По общему убеждению специалистов, для создания МФЦ необходимо хорошее развитие межрегиональных рынков и усиление роли российской валюты в международных расчетах.
Ресурсы разбросаны по стране
Идея формирования в России международного финансового центра (МФЦ) была озвучена два года назад в послании президента России Дмитрия Медведева. Как подчеркнул тогда глава государства, создание подобного центра поможет России интегрироваться в мировой рынок капиталов, стимулировать деловую активность, создать более благоприятный инвестиционный климат. Это, в свою очередь, будет способствовать подъему российской экономики.
За прошедшие два года, в течение которых мировому финансовому рынку пришлось пережить огромный кризис, актуальность темы МФЦ не уменьшилась. Это косвенно подтвердил и состав участников круглого стола на БЭФе, посвященного созданию МФЦ. Обсудить перспективы российского финансового рынка в Иркутск приехали не только ведущие отечественные политики и юристы, топ-менеджеры крупнейших банков, но и зарубежные эксперты. Модераторами встречи были руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин и руководитель рабочей группы по созданию в России международного финансового центра при Совете по развитию финансового рынка страны Александр Волошин. Партнерами круглого стола выступили администрация президента РФ, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.
Открывая круглый стол, Сергей Нарышкин подчеркнул, что создание международного финансового центра является одним из наиболее амбициозных проектов в современной России, который призван укрепить экономическую и политическую ситуацию в стране. Он заявил, что центр – это уже не сумма идей, а рабочий проект. Хотя многие вопросы еще только предстоит решить, в том числе роль регионов в формировании МФЦ.
– Сегодня финансовые ресурсы распределены по территории России неравномерно, в ряде территорий наблюдается избыточное накопление. В этой связи целесообразно говорить о формировании межрегиональных финансовых центров на уровне федеральных округов или макрорегионов. Их создание поможет упорядочить финансовые потоки, – заметил Сергей Нарышкин. – Кроме того, необходимо стимулировать регионы РФ, а также крупные муниципалитеты, такие как Иркутск, к выходу на рынок с субфедеральными ценными бумагами. Но такое привлечение средств должно быть направлено не для латания дыр в бюджетах, а для финансирования развития регионов, – подчеркнул он.
– У нас страна с самым большим в мире количеством часовых поясов, и нам важно рассматривать идею создания центра с учетом масштабов государства, – согласился президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. – Инвесторы интересуется в первую очередь регионами. Поэтому нужен центр концентрации интересов и соответствующих финансовых потоков. МФЦ может стать неким связующим звеном между регионами и мировым финансовым рынком.
Дело – в налогах
Одна из главных задач для создания МФЦ – укрепление банковской системы, считает председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев.
– Финансовый кризис показал, что российская банковская система весьма устойчива к внешним и внутренним потрясениям. Однако она является такой в силу собственного потенциала, но не в силу тех мероприятий, которые были предприняты для ее поддержки и должной капитализации, – считает эксперт. – Сегодня в России активы банков не превышают 75% внутреннего валового продукта. Это гораздо меньше, чем в других странах. В Китае, например, капитализация банковской системы в два раза превышает объем ВВП, в Бразилии – почти в полтора раза.
Мировой кризис подтвердил, что опора на приток иностранного капитала возможна только в благоприятные периоды, а сложное время государство может рассчитывать лишь на внутренний потенциал.
– Для его укрепления нужно развивать банковскую инфраструктуру, филиальную сеть и предоставлять населению максимальное количество банковских услуг, – говорит Владимир Дмитриев. – И это не самоцель, а задача по привлечению ресурсов населения, которое порой не может воспользоваться банковскими услугами из-за отсутствия филиальной сети.
Несмотря на то что идея организации МФЦ разрабатывается в России уже два года, при его создании необходимо учитывать нынешние условия, заметил Александр Волошин. В частности, такие факторы, как рост азиатских рынков, а также увеличение роли интеллектуальных ресурсов, по сравнению с минеральными.
Еще одна немаловажная тенденция – ужесточение финансового законодательства во многих странах Европы, что заставляет крупных инвесторов искать новые площадки. Это значит, что у России появились дополнительные возможности при создании МФЦ. Максимально комфортный налоговый режим – один из важнейших компонентов для международного центра, считает вице-председатель совета директоров глобальной Группы PriceWaterhouseCoopers Дональд Альмейда.
– Налогообложение должно быть одинаковым как для международных, так и для местных участников. Важно создать правильную стратегию, чтобы в такой финансовый центр захотели прийти новые участники. России нужно учитывать опыт других стран. Примеры Дублина и Дубая показывают, как важно иметь хороший режим налогообложения и качественную инфраструктуру. А вот увеличение налоговых ставок может создать угрозу даже для солидных финансовых центров. Например, Лондон может потерять важных участников своего рынка в связи с введением дополнительных налогов и новых требований к ликвидности, – заметил эксперт.
С этой точки зрения Москва имеет все шансы стать новым финансовым центром. Ведь в России достаточно низкая ставка налога на доходы и нет налога на прирост капитала, который есть в других странах. Кроме того, привел данные исследований Гарегин Тосунян, по индексу делового оптимизма среди мировых мегаполисов Москва опережает Лондон и Нью-Йорк, уступая Сингапуру и Гонконгу.
– Но ведь у Москвы сейчас нет претензий на занятие ведущей позиции, речь идет о динамике. И здесь она имеет большие шансы на продвижение, – заметил президент АРБ.
Рубль всей системе голова
Безусловно, сразу стать глобальным международным центром Россия не сможет. Поэтому ее позиционирование следует вести поэтапно, начав с ведущей роли на финансовом рынке стран СНГ, согласились участники дискуссии.
По мнению российских банкиров, одним из первых шагов по созданию финансового центра для стран СНГ и формированию общего финансового пространства может стать переход России на расчеты в рублях с иностранными партнерами. Уже сейчас Россия может опираться на поддержку стран-партнеров, считает Владимир Дмитриев:
– К примеру, у нас есть договоренности с Белоруссией, что во взаимной торговле и инвестиционном сотрудничестве мы переходим на расчеты в рублях. Финансирование ряда инвестиционных проектов в Казахстане также будет проходить в рублях.
Переход на рубли позволит снизить валютные риски для России, согласен старший вице-президент ОАО «АКБ «Росбанк» Михаил Ершов. Однако это требует изменений в кредитной системе: российские займы должны стать доступны для компаний из России. Пока кредиты берутся за рубежом в валюте и гасятся из валютной выручки, говорить о расчетах в рублях сложно, уверен он.
Одних спецзаконов явно мало
Не менее важная задача – организация необходимого правового поля для развития финансовых рынков в России – работа МФЦ невозможна без создания специальных законов. Сегодня в России в процедуре принятия находятся законы о клиринговой деятельности, об организованных торгах, о едином депозитарии. Но одного специального законодательства недостаточно.
– Правовая основа национального финансового рынка в принципе создана, платформа для международного финансового центра тоже уже есть, – считает директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева. – Но наша правовая база сегодня развивается по пути наращивания специального законодательства. Нужно задуматься о его взаимодействии с общим законодательством, в первую очередь с Гражданским кодексом. Тот же закон о клиринговой деятельности, когда он будет принят, не сможет работать без внесения изменений в кодекс, – отметила эксперт.
Подводя итоги дискуссии, Александр Волошин заметил, что создание международного финансового центра – это часть программы по модернизации российской экономики. Кроме того, это большой международный проект и инструмент интеграции России в международную экономику. Все представители зарубежных финансовых компаний, принимавших участие в круглом столе, выразили готовность оказать поддержку России в реализации этого проекта.
– Россия является мировым лидером во многих сферах, и в мировой финансовой системе она тоже должна занять свое место. Это должен быть центр не вчерашнего и даже не сегодняшнего дня, это должен быть финансовый центр будущего, – подчеркнул Александр Волошин.