Миллиардная поддержка
На охрану Байкала планируется выделить почти 60 млрд рублей
На охрану Байкала до 2020 года планируется направить 58,8 млрд рублей. Такая сумма заложена в концепции федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории».
Презентация ее прошла 8 сентября на круглом столе «Охрана экосистемы озера Байкал и рациональнее природопользование», который был организован в рамках VI Байкальского экономического форума. Директор департамента экономики и финансов Минприроды России Григорий Выгон заверил собравшихся, что федеральная программа будет готова в октябре. Реализация ее начнется уже в следующем году.
Концепция федеральной целевой программы (ФЦП) по охране Байкала стала ключевой темой обсуждения на круглом столе, посвященном вопросам экологии и недропользования. По словам Григория Выгона, в ФЦП выделено пять направлений. Это сокращение сбросов загрязняющих веществ в озеро Байкал в два раза, на что планируется выделить около 12 млрд рублей до 2020 года. Основные мероприятия связаны со строительством очистных сооружений. Самое затратное направление программы – снижение уровня загрязненности Байкальской природной территории отходами с 80% до 20%. В концепции на эти цели заложено 20,4 млрд рублей.
Включены в ФЦП мероприятия по развитию особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Григорий Выгон отметил, что в настоящее время ООПТ «влачат жалкое существование из-за дефицита средств». Согласно проекту в данных территориях будет развиваться туризм. Кроме того, ФЦП предусматривает принятие противопожарных мер на особо охраняемых территориях, в частности строительство пожарных станций. Всего по этому направлению планируется выделить 9,9 млрд рублей.
– Ориентируя ООПТ на развитие туризма, мы должны учитывать все риски, – вставил ремарку председатель Комитета Совета федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов. – Когда этот бизнес начинает приобретать массовый и неуправляемый характер, он наносит огромный ущерб природе. Поэтому все-таки стоит хорошо подумать, какую хозяйственную деятельность лучше разворачивать в рекреационных зонах. Нужно все проанализировать и просчитать. Главное, это создание комфортной среды для местных жителей.
Еще 9,3 млрд рублей предполагается выделить на проведение работ по укреплению береговых линий. И последний блок ФЦП – создание системы экологического мониторинга от сбора информации до фактического принятия решения (7,4 млрд рублей).
– Основное финансирование программы по охране Байкала будет осуществляться из федеральной казны – 49,5 млрд рублей, – отметил Григорий Выгон. – Остальные средства должны быть выделены на условиях софинансирования из областного и муниципальных бюджетов. Но названные суммы еще не утверждены и будут корректироваться, скорее всего, в сторону уменьшения. Концепция ФЦП будет утверждена в сентябре. Сама же программа разрабатывается параллельно и будет готова в октябре.
Участники круглого стола обратились в Минприроды с просьбой приступить к реализации программы со следующего года. Григорий Выгон отметил, что мероприятия, запланированные в проекте на 2011 год, будут реализовываться даже без утверждения программы, так как выделение полумиллиарда рублей из федерального бюджета гарантировано. В обсуждении ФЦП также прозвучало предложение обязательного включения в программу решения проблем ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат». Однако Григорий Выгон заявил, что этот вопрос за рамками компетенции Минприроды, поскольку БЦБК – частное предприятие.
Председатель президиума Иркутского научного центра СО РАН Игорь Быков представил предложения в ФЦП от научного сообщества. Среди них проведение комплексной экологической оценки Байкальской природной территории, ландшафтного планирования и функционального зонирования центральной экологической зоны БПТ, разработка технологий космического мониторинга, программы эффективного и экологически чистого энергоснабжения.
Интересное предложение внес министр природных ресурсов Республики Бурятия Баир Ангаев. По его мнению, Байкальская природная территория нуждается в газификации, поскольку различные теплоисточники наносят больше вреда, чем несколько целлюлозно-бумажных комбинатов.
Отдельной темой дискуссии стало несовершенство природоохранного законодательства.
Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Николай Попов рассказал, что уже готов проект по внесению изменений в федеральный закон об охране окружающей среды, который предусматривают возможность рекреационного развития особо охраняемых природных территорий.
– В стадии обсуждения находятся изменения в отдельные нормативные акты по развитию системы мониторинга окружающей среды, – продолжил Николай Попов. – Готов законопроект по ликвидации накопленных отходов. Он тоже сейчас обсуждается. Мы ждем рекомендации этого круглого стола и готовы их учесть при дальнейшем совершенствовании законодательства.
Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Ольга Гайкова предложила внести изменения в налоговое законодательство, в частности по введению льготного налогообложения для предприятий, применяющих инновационные технологии в сфере экологии. Ряд рекомендаций касался доработки федерального закона «Об охране озера Байкал», который был принят больше десяти лет назад и сегодня не соответствует действительности.
– До настоящего времени не приняты концептуальные нормативные документы, без которых закон не может действовать как полноценный законодательный акт, – заявил Баир Ангаев. – К ним относятся комплексная схема охраны и использования природных ресурсов БПТ, порядок ликвидации и перепрофилирования экологически опасных объектов, порядок проведения государственного экологического контроля на Байкале.
Баир Ангаев также поднял вопрос о необходимости создания государственного органа, который бы занимался координацией действий по охране озера Байкал. В этом его поддержала ученый секретарь научного совета по проблемам Байкала СО РАН Ирина Максимова. По ее мнению, подобным координирующим органом могла бы стать Межведомственная комиссия по вопросам Байкала, созданная четыре года назад. Однако, как заметила Ирина Максимова, за это время прошло лишь три заседания, на которых не было принято ни одного важного решения.
– Сегодня Межведомственная комиссия является декорацией экологической политики государства, – говорит Ирина Максимова. – Более того, ее возглавляет министр природных ресурсов, который не может принимать судьбоносных решений. Нужно, чтобы ее возглавил председатель правительства РФ или его заместитель.
Виктор Орлов согласился с выступающими и обещал поддержать их рекомендации на федеральном уровне:
– На мой взгляд, модернизация системы охраны озера Байкала должна начаться с совершенствования концепции особо охраняемых территорий, заменой точечных мер на системный подход и пересмотра долгосрочной государственной политики. Рекомендации круглого стола в течение двух недель будут доработаны в Комитете Совета федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды и на очередном заседании утверждены.
Итогом круглого стола станет издание сборника рекомендаций под эгидой Совета федерации, который потом будет направлен в правительство РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ, в федеральные министерства и агентства.