Алла Никонова: С 2011 года у нас станет больше работы
С первого января будущего года в ведение Следственного комитета при прокуратуре поступят расследования налоговых преступлений. Таким образом, нагрузка на следователей СКП возрастет. Между тем сотрудники ведомства в Прибайкалье уже сейчас расследуют около четырех тысяч уголовных дел, из них 75% – по особо тяжким составам преступлений.
О том, что сделано Следственным комитетом за три года и что еще предстоит сделать, корреспонденту «Областной» рассказала руководитель СУ СКП РФ по Иркутской области Алла Никонова.
– Алла Ивановна, 7 сентября Следственному комитету при прокуратуре исполняется три года. Каков главный результат работы вашего ведомства?
– Почти трехлетняя практика показала, что принятое решение о выделении следствия из органов прокуратуры дало положительные результаты. Задачи, которые поставило руководство страны, выполняются. Приоритетными направлениями нашей работы были и остаются борьба с коррупцией, раскрытие преступлений прошлых лет, раскрытие преступлений, совершенных в отношении социально незащищенной части населения. Очень большое внимание руководителем Следственного комитета уделяется расследованию преступлений, где потерпевшими выступают малолетние дети. Все эти дела стоят на контроле, и мы заслушиваем ход расследования данных преступлений. Часть преступлений, совершенных педофилами в Иркутской области, в частности в Ангарске и Иркутске, в течение этого года были раскрыты благодаря слаженной работе следственных работников и сотрудников органов внутренних дел.
– Особое внимание общественности привлекают коррупционные дела. Кто из чиновников сейчас дожидается приговора суда?
– В этом году возбуждено 81 уголовное дело по фактам коррупции. Уголовное преследование началось в отношении чиновников, обладающих спецстатусом в муниципальных образованиях – Ангарском, Балаганском, Нукутском, Мамско-Чуйском и Усольском районах.
Сейчас в судах рассматривается ряд дел коррупционной направленности, в том числе уголовное дело в отношении главы администрации поселка Мамоны Андрея Коваленко, в отношении председателя думы Чунского района Владимира Гришакова, руководителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области Эдуарда Дятлова, руководителя Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области Константина Селянцева и ряда других.
– Какие прецеденты создаются в следственной практике Иркутской области?
– Наверное, многие знают, что была большая комплексная проверка в нашем следственном управлении. Проверяли абсолютно все направления деятельности, в том числе дела коррупционной направленности. И проверяющими было отмечено, что больше нигде в регионах России не расследуется такое количество преступлений именно по этой категории дел. Скоро мы отправим в суд 150 томов по делу Мальцева («Областная» ранее сообщала об этом деле: заместитель директора Иркутского научно-исследовательского института сельского хозяйства Андрей Мальцев, по версии следствия, заключал незаконные договоры с юридическими и физическими лицами по отчуждению федеральных сельскохозяйственных земель, переданных институту в бессрочное пользование. – Авт.) по фактам незаконных сделок с землями сельскохозяйственного назначения в Иркутском районе. Такой практики в стране нет. Также у нас есть другой прецедент – возбуждение уголовных дел по 141-й статье – «Воспрепятствование осуществлению избирательного права или работе избирательной комиссии». Члены комиссии говорили как раз о том, что наши сотрудники не боятся возбуждать и качественно расследовать эти дела.
– Наверное, нашим следователям приходится тяжелее, чем коллегам из некоторых регионов, где изначально криминальная обстановка была спокойнее, чем в Иркутской области?
– Иркутская область входит в пятерку регионов, где расследуются наиболее тяжкие составы преступлений, – почти 75% преступлений приходится именно на тяжкие и особо тяжкие. После 2003 года, когда нам удалось частично раздробить так называемое братское организованное преступное сообщество и возбудить два уголовных дела по обвинению Скрипника и Бердуто, мы получили возможность работать по ряду старых уголовных дел – ряду неочевидных преступлений: разбоев, заказных убийств, поскольку люди пошли навстречу, поверили в систему правоохранительных органов. Если раньше люди опасались идти на контакт, то сейчас они сотрудничают со следствием, что нам дало возможность ежегодно выявлять в том числе и крупные банды.
– Есть информация, что летом неизвестные преступники подожгли машины двух следователей по особо важным делам. Это месть криминального сообщества?
– Действительно, такие факты имелись. У одного следователя машину сожгли, другому в автомобиле разбили стекло и забросили бутылку с зажигательной смесью, которая, к счастью, не воспламенилась. Сейчас по этим фактам идут расследования. Мы сделаем все, чтобы найти виновных и привлечь их к ответственности. И еще хочу сказать, что мне в молодых следователях импонирует чувство стойкости и мужества, с которыми они выполняют свои служебные обязанности. Пусть у них еще нет достаточного опыта, но это перспективные ребята из числа лучших следователей, у которых есть большой потенциал.
– С первого января работы у Следственного комитета прибавится…
– Да, с 2011 года мы будем расследовать налоговые преступления. Сколько работы у нас прибавится, пока сложно оценить. Но, изучая ежесуточные сводки, я обращаю внимание на тот факт, что подобные дела возбуждаются сейчас чаще, чем ранее. Поэтому нагрузка на следователей возрастет. А когда одновременно расследуются и экономические преступления, и убийства – это очень сложно. Но мы планируем провести специализацию следователей. Уже 10 сентября в Москве будут проводиться учебно-семинарские занятия для сотрудников СКП.
– Скажите, что за три года работы Следственный комитет ставит себе в главную заслугу?
– Для любого следователя даже по преступлению, которое кому-то кажется незначительным, вынесение обвинительного приговора – высокая оценка его работы. А цели и задачи нашего Следственного управления остаются прежними: раскрытие преступлений, чтобы жители региона могли спокойно выходить на улицу, не бояться за жизнь своих детей. В наш профессиональный праздник хочу поздравить всех сотрудников Следственного управления СКП по Иркутской области и сотрудников Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте и пожелать в первую очередь здоровья. Берегите себя.
В производстве следователей СКП в 2009 году находилось около четырех тысяч уголовных дел.
В 2009 году было раскрыто 161 преступление, совершенное в прошлые годы, возбуждено 110 уголовных дел по фактам коррупции. Раскрываемость убийств в Иркутской области составляет 90%.