Святыня или ресурс?
Туризм на Байкале должен быть только экологическим
Правительства Иркутской области и Республики Бурятия планируют в ближайшее время разработать правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Об этом заявила 10 сентября на круглом столе «Развитие экологического туризма на Байкале» заместитель руководителя агентства по туризму Иркутской области Агния Шангина. По ее словам, эти правила позволят не только обеспечивать контроль за состоянием экосистемы озера, но и развивать туризм, не наносящий вред Байкалу.В преддверии Дня Байкала, который отмечался 12 сентября, в институте географии им. В.Б. Сочавы СО РАН прошел круглый стол, посвященный развитию экологического туризма на Байкальской природной территории (БПТ). Для обсуждения были приглашены представители министерства природных ресурсов и экологии области, регионального агентства по туризму, научные сотрудники институтов СО РАН, экологи и представители бизнеса.
– Ограничение видов деятельности в центральной экологической зоне создают определенные экономические и социальные проблемы, – открыла круглый стол заместитель министра природных ресурсов и экологии области Нина Абаринова. – Муниципальные образования, расположенные в байкальской природной территории, дотационные на 60–80%. Это Слюдянский, Ольхонский и Иркутский районы. Поэтому государство должно искать способы для их самостоятельного развития, возможности предоставления рабочих мест и комфортного проживания. Экотуризм, по сути, является тем направлением, которое бы способствовало социально-экономическому развитию этих территорий.
Агния Шангина отметила, что самые красивые и популярные среди туристов места находятся на особо охраняемых природных территориях. Однако сегодня Байкало-Ленский заповедник и Прибайкальский национальный парк (ПНП) выполняют свою основную функцию – охраняют БПТ. Развитие туризма там ограничивается однодневными разовыми экскурсиями. В итоге в центральной экологической зоне Байкала незаконно возникают турбазы, неорганизованные туристы захламляют берега мусором.
Участники круглого стола отметили, что сейчас в Приангарье, пожалуй, единственным примером экологического туризма является работа волонтеров международной общественной организации «Большая байкальская тропа», начатая в 2003 году. В настоящее время ими построено и обустроено более 500 км троп для безопасного и надежного пешего передвижения туристов с минимальным воздействием на экосистему Байкальской природной зоны.
– Наша компания предоставляет экотуры, но не массово, – рассказал представитель ООО «Байкальские приключения» Александр Верхозин. – Мы можем создавать и воплощать проекты-прецеденты: строительство ледового отеля, ледовой бани, отеля «Экотур» в Чивыркуйском заливе, организовывать эксклюзивные экотуры. Но мы можем предложить их только тем, кто в состоянии заплатить от шести тысяч рублей за один день тура. Таким образом, экотуры – товар премиального сегмента рынка. Для массового развития экологического туризма нужен гарантированный поток, создать который мешает ряд преград.
Говоря об основных трудностях развития экотуризма, представители иркутских туркомпаний обозначили несколько проблем. В первую очередь отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, мест размещения (кордоны, экоотели, кемпинговые площадки), а также удаленность заповедных территорий, куда можно добраться либо по воде, либо по воздуху, что очень затратно.
– Чтобы развивать экологический туризм, нужна туристская инфраструктура, – согласилась Агния Шангина. – Без нее не будет дополнительных платных услуг, не будет интереса туристских компаний. Министерство природных ресурсов РФ разработало несколько предложений по развитию особо охраняемых природных территорий, в частности по созданию там инфраструктуры. Председатель правительства РФ Владимир Путин поручил Министерству природы разработать изменения в законодательство, чтобы дать возможность заповедникам и национальным паркам развивать туризм. Есть сведения о выделении 4–5 миллиардов рублей на эти цели в 2011 году. Но получить их будет очень непросто – проекты должны быть максимально грамотно проработаны. Требования конкурсной комиссии очень жесткие. Например, в этом году из 300 проектов, представленных регионами на включение в федеральную целевую программу по развитию туризма, было выбрано девять. Из сибирских регионов попал только Алтайский край.
Как пояснила Агния Шангина, главным требованием включения проектов в федеральную программу является региональная целевая программа, которой пока нет ни в Приангарье, ни в Республике Бурятия. В настоящее время проекты программ разрабатываются двумя территориями.
– Сейчас мы также планируем с правительством Бурятии приступить к разработке правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, – добавила Агния Шангина. – Эти правила позволят обеспечивать контроль за экологическим состоянием, а также продвигать бренд чистого Байкала на туристский рынок.
Обсуждая развитие экологического туризма на Байкале, участники круглого стола пришли к выводу, что необходимо создать межведомственную рабочую группу по проблемам развития экотуризма в БПТ, в которую бы вошли представители власти, бизнеса, ученого сообщества и общественности. Причем не только Иркутской области, но и Республики Бурятия.