Борис Панафидин: В Иркутске нет возможности торжественно зарегистрировать рождение ребенка
Пожалуй, нет более известной в народе аббревиатуры, чем ЗАГС. С ЗАГСа начинается и в ЗАГСе заканчивается официальная жизнь человека. Книги записей актов гражданского состояния хранят все важнейшие этапы: рождение, брак, усыновление, установление отцовства, разводы, смену имени и так далее. Власть в стране может меняться, но органы записи актов гражданского состояния остаются незыблемыми. О работе, нововведениях, трудностях и проблемах службы ЗАГСа рассказал в интервью корреспонденту «Областной» Борис Панафидин. С 1997 он руководит службой ЗАГСа Иркутской области.
– Борис Николаевич, вы возглавляете структуру ЗАГСа уже тринадцать лет, какие наиболее важные изменения произошли в работе за последнее время?
– В Иркутской области 42 отдела ЗАГСа. В 2002 году в соответствии с федеральным законом структура была реорганизована – полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния у органов местного самоуправления были изъяты и переданы субъекту федерации. Был создан областной исполнительный орган – управление ЗАГСа Иркутской области, вертикаль, уходящая своей вершиной в Москву. Оттуда, из федерального бюджета, мы теперь получаем финансирование и благодаря этому можем, невзирая на кризисы, стабильно работать: содержать отделы, выплачивать вовремя заработную плату. Ежегодно около 20 миллионов вкладываем только в ремонт помещений, находящихся в ведении службы ЗАГСа.
– Реорганизация прошла без проблем?
– Многие наши подразделения располагаются в зданиях администраций, поэтому возникли вопросы с передачей помещений в областную собственность. Например, в Осинском и Нукутском районах совсем недавно достигнуто соглашение о передаче отделам ЗАГСа актовых залов администраций. Теперь мы их приведем в порядок, сделаем реконструкцию. В прошлом году уже были отремонтированы четыре наших отдела: в Нижнеудинске, Зиме, Саянске и Братске. В нынешнем, в конце августа, два ЗАГСа – в городах Усть-Куте и Черемхово – отметили новоселье. Здания приобрели современный вид и соответствуют всем требованиям: прекрасно отделанные залы для торжественной регистрации браков, просторные рабочие кабинеты, бытовые комнаты, помещения для архива… Сейчас это, пожалуй, лучшие ЗАГСы региона. Вообще, если сравнить отделы ЗАГСа в районах и областном центре, сравнение будет не в пользу последнего.
– Почему?
– Потому что в большинстве районов помещения ЗАГСов уже переданы в областную собственность, и мы можем взять на себя затраты по их содержанию. В Иркутске, несмотря на все наши усилия, ситуация никак не меняется: помещения по-прежнему принадлежат городу. Соответственно мы, финансируясь из федерального бюджета, не можем вкладывать деньги в муниципальное имущество. В Иркутске шесть отделов ЗАГСа. Практически все, исключая Дворец бракосочетаний, находятся в приспособленных помещениях. Например, Октябрьский ЗАГС располагается в трехкомнатной квартире. На «кухне» – регистрируют смерть, в «спаленке» – браки. Иркутский отдел регистрации смерти где только не находился: на Урицкого в Доме быта, на пересечении Дзержинского и Литвинова в нынешней аптеке «Фармгарант», в похоронном бюро… Почему городская администрация не спешит решать вопрос с передачей собственности? Внятного ответа на этот вопрос нет. Мы не та структура, которая может внезапно исчезнуть, здание в любом случае никуда не денется и ни под какой-либо другой вид деятельности не перепрофилируется… В преддверии 350-летия Иркутска хочется, чтобы мы нашли с городскими властями взаимопонимание. Мы могли бы провести хороший ремонт. Больше года стоит пустое помещение на Нижней Набережной, которое нам обещали отдать. Но дальше разговоров дело не двигается. У нас уже готова проектно-сметная документация. Мы бы туда переселили отдел Кировского района, который сегодня находится в здании районной администрации. Больше года решается вопрос о передаче здания по улице Партизанской, 105. Но пока это также только обещания.
– Зато в Иркутске есть прекрасный Дворец бракосочетания…
– Дворец бракосочетания выполняет только две функции: он регистрирует браки и расторгает их, а служба ЗАГСа занимается еще регистрацией рождения детей, регистрацией смерти, усыновлением, установлением отцовства и переменой имени. Всего семь видов актовой записи. И потом, Дворец просто не в состоянии принять всех желающих. Бывает, очередь растягивается на полгода.
У нас в городе нет ни одного помещения, где можно было бы торжественно зарегистрировать рождение ребенка. Забежит запыхавшийся отец в выделенную отделу ЗАГСа комнатушку, получит свидетельство о рождении – и все! А почему бы это событие, как и свадьбу, не провести в торжественной обстановке: с бабушками, дедушками, гостями, подарками и поздравлениями? Во многих городах России эта практика уже давным-давно существует, а мы, к сожалению, плетемся в хвосте…
– Ну, не в таком уж «хвосте». Насколько мне известно, Иркутская областная служба ЗАГС в числе немногих регионов РФ ввела в работу единую электронную базу данных
– Это действительно так. В базу занесено более восьми миллионов актовых записей, начиная с 20-х годов прошлого столетия. Сегодня повысилось качество исполняемых запросов, с которыми приходят граждане, значительно упростилась процедура поиска информации, практически не стало неисполненных запросов. Большую помощь мы оказываем сопутствующим структурам. Например, судебным приставам. На них возложена функция розыска уклоняющихся от алиментов отцов. Подчас очень трудно разыскать нерадивого папашу: женился, развелся, потом взял себе фамилию жены, опять развелся… Раньше поиск такого отца растягивался на годы. Мы, введя данные, теперь можем точно сказать, где зарегистрирован тот или иной человек. Сотрудничаем с Пенсионным фондом, органами опеки и попечительства, социального страхования, УВД, ФСБ. Выдача материнского капитала, кстати, тоже не всегда проходит гладко. Бывает, мать, отказавшись от ребенка, уезжает в другой населенный пункт, имея на руках свидетельство о рождении. На новом месте она может подать заявление на получение материнского капитала. По запросам органов Пенсионного фонда мы проверяем списки на лишение материнских прав и выдаем соответствующие сведения.
– Сколько сотрудников работает в вашей «торжественной» службе?
– В службе ЗАГСа Иркутской области трудится 251 человек. Почему-то, когда говорят о ЗАГСе, сразу возникают ассоциации, связанные с песнями, плясками и шампанским… А ведь регистрация браков – это лишь малая часть наших обязанностей. Работа сотрудников ЗАГСа очень сложная, ответственная. Требует умения контактировать с населением, люди к нам приходят не всегда в добром настроении, но со всеми нужно найти общий язык. А каково приходится нашим сотрудникам, едва зарегистрировавшим смерть, тут же проводить регистрацию новорожденного или поздравлять молодоженов? Сколько требуется на это душевных сил! Справедливости ради стоит отметить, что к нам не приходят работать случайные люди. У нас практически нет текучести кадров. Люди в нашей структуре работают по 30 и более лет. К 90-летию службы ЗАГСа, которое отмечалось в 2007 году, мы ввели собственный отличительный знак – «Ветеран органов ЗАГСа Иркутской области». Награждаем им тех, кто отработал 20 лет и более в нашей службе. А еще, опять же в честь 90-летия, выпустили медаль «Юбилярам семейной жизни». Дарим ее «золотым» юбилярам. Обычные награды получают каждый для себя, а наша медаль – одна на двоих, символически объединяет супругов.