15.09.2010 12:00
Рубрики
Культура
Теги
15.09.2010 12:00

Фильм об экологии души стал победителем фестиваля «Человек и природа»

IX Байкальский международный кинофестиваль документальных, научно-популярных и учебных фильмов «Человек и природа» завершился 12 сентября в Иркутске. Церемония награждения победителей прошла в культурно-досуговом центре «Художественный». Напомним, что форум проходил с 7 по 12 сентября. Всего на фестивале представили 21 фильм из России, Казахстана, Польши, Австрии и Германии. За четыре дня форума встречи кинематографистов со зрителями прошли в Иркутске, Зиме, Саянске, поселке Усть-Ордынский, а также в Порту Байкал.

Оценивало работы кинематографистов профессиональное жюри во главе с народным артистом РФ, руководителем мастерской, заведующим кафедрой неигрового кино во ВГИКе, профессором Виктором Лисаковичем. Кроме того, в него вошли: заслуженный деятель искусств РФ, кинооператор Евгений Корзун, обладатель литературной премии Василия Шукшина писатель Леонид Мончинский и международный эксперт по проблемам экологии Дженифер Саттон.

Приз «За лучший учебный фильм» получила лента «Природа России» режиссера Вадима Осадчего из Кургана. «Лучшим научно-популярным фильмом» фестиваля стал «Полет шмеля» Сергея Попова из Санкт-Петербурга. «Лучшим документальным фильмом» была признана лента «Рыцари долины» Ирины Голубевой из Москвы. Гран-при фестиваля получил фильм «Не про собак» режиссера Владимир Тюлькина из Казахстана.

По традиции фильм-победитель демонстрируют на церемонии закрытия. Однако были зрители, которые не выдержали и десяти минут показа. В центре ленты, которую даже члены жюри назвали шокирующей, два героя: мужчина, который работает на живодерне и отлавливает бездомных собак, и женщина, у которой в доме живет несколько десятков дворняжек. Причем автор показывает ее жизнь со всеми неаппетитными подробностями. Например, чтобы не тревожить соседей, она редко выводит гулять своих питомцев, и они справляют нужду прямо дома, именно поэтому пол ее жилища застелен газетами. Лента снята очень натуралистично.

– Я хотел извиниться, что вам пришлось смотреть этот страшный фильм, – сказал автор ленты Владимир Тюлькин. – Так получилось, что я делал его 20 лет, и он выродился вот в такого уродца. Но так сложилось, ведь если фильму суждено родиться, он сам решает, каким ему быть.

Ирония судьбы заключается в том, что фильм попал на фестиваль случайно. Владимир Тюлькин недавно закончил ленту, и о ней, по его словам, не мог никто знать. Возможно, фильм перепутали с каким-то другим. Однако автор воспринял приглашение как знак судьбы и решил прислать ленту на фестиваль. Ведь для него это действительно была работа длинною в 20 лет, благодаря которой он и пришел в документальное кино.

– Однажды мой близкий друг, который был ассистентом режиссера, рассказал мне историю, как он попал в собачий крематорий, – вспоминает Владимир Тюлькин. – Он пришел туда, и ему бригадир собачников сказал: мы тебе подберем собаку, но сейчас у нас начнется одна процедура, на которой ты, если, конечно, настоящий мужчина, можешь остаться. Он повелся на эту манипуляцию и горько пожалел, потому что он увидел, как убивают собак – бьют куском металлической трубы по голове, оглушают, отрезают голову и снимают шкуру. И этот рассказа меня потряс, ведь собака – это друг человека, и как можно ее так зверски убивать? Я тогда не думал работать в кино, учился на физика, думал быть поэтом, но друг подбил меня поступать в ЛГИТМИК.

И, конечно, дипломной работой Владимира Тюлькина стала тема про бездомных собак и тех, кто их отлавливает. Однако съемки не получались, работники живодерни в последний момент отказались от съемок, и автору пришлось снимать об этом игровой фильм «Рэм». Потом был документальный фильм «Патетическая симфония», тоже про собак. Однако автор был недоволен результатом, поэтому появилась лента «Не про собак». Ее героиней стала Нина Перебеева, та самая женщина, которая держит у себя дома более десятка дворняжек.

– Такого человека, как Нина Васильевна, я раньше не встречал, – рассказал автор. – Мне нравятся такие люди, простые, непритязательные, но при этом с очень глубоким духовным миром. По сути, она посвятила свою жизнь тому, чтобы спасть собак. Она глубоко верующая и не хочет привлекать к себе внимание.

Лента построена на контрасте отрицательного героя – живодера и верующей женщины, как бы извечная борьба светлого и темного в мире. Но это противоречие живет в каждом из героев фильма.

– Мой герой – живодер, по сути, не злой человек, он чувствует, что совершает зло, но при этом себя постоянно оправдывает, пояснил Владимир Тюлькин. – А в доме нашей положительной героини трудно находиться обычному человеку с улицы, я, например, когда пришел к ней впервые, чуть не упал в обморок от ужасающего запаха, который там стоит. Я бы так жить не смог, а для нее комфорт не главное. Мы можем сказать, что это ограниченность, но ведь любой человек, который следует своей идее, ограничен.

– Жюри единодушно присудило главный приз, – отметил Виктор Лисакович. – Все картины были хороши, я уезжаю, наполненный впечатлениями. Я увидел очень многое – проблемы и красоту родины. Но ни один фильм не произвел на меня такого впечатления, как лента «Не про собак». Должен сказать, что это большая душевная работа, это фильм об экологии души, который нужно смотреть, размышляя.