На крыльях инноваций
Будущее российского авиапрома обсудили в Иркутске
На этой неделе на базе Иркутского авиазавода прошло выездное заседание научно-технического совета Объединенной авиастроительной корпорации. Менеджеры и разработчики всех предприятий холдинга, а также отраслевых институтов обсуждали перспективы технического перевооружения отечественного авиастроения. Как заметил президент ОАК Алексей Федоров, модернизация производств для корпорации – это не следование моде или указанию властей, а «суть самой жизни».
Как пояснил на пресс-конференции в понедельник председатель правления и президент корпорации Алексей Федоров, ИАЗ был выбран в качестве площадки для проведения совета не случайно, так как является «наиболее продвинутым с точки зрения использования технологий и оборудования среди других предприятий ОАК».
В состав научно-технического совета ОАК входят руководители и ведущие специалисты не только всех предприятий корпорации, но и их смежников, а также основных отраслевых институтов, занимающихся постройкой двигателей, разработкой специальных технологий и материалов. Кроме того, в заседании принимали участие и представители Иркутского государственного технического университета, Иркутского авиатехникума и иркутский филиал научного институт авиационных технологий, но они «пока только слушают», отметил Алексей Федоров.
В ходе встречи обсуждались различные проекты в сфере технического перевооружения предприятий ОАК и их реализация. Российский авиапром отстает от мировых производителей, признается Алексей Федоров. Сегодня отрасль нуждается как в модернизации, то есть техническом перевооружении, так и во внедрении инноваций, разработке новых конкурентоспособных продуктов. При этом отечественный авиапром намерен не только догнать зарубежных лидеров, но и занять свою часть мирового рынка.
– Мы выбрали для себя наиболее востребованные ниши, – говорит глава ОАК. – По региональным самолетам у нас задача обеспечить российский рынок, который нуждается в обновлении парка. По магистральным самолетам амбиции выше: мы ставим задачу выйти на глобальный рынок. Согласно стратегии развития корпорации мы должны занять нишу от 10 до 15% к 2025 году. Поэтому основные инвестиции идут в создание магистральных самолетов.
И поэтому основным предметом обсуждения на заседании совета, по словам главы корпорации, был наиболее крупный инновационный проект ОАК – самолет МС-21, который будет производиться на Иркутском заводе.
– В этом проекте есть несколько инновационный вещей, – заметил Алексей Федоров. – Например, углепластиковое композитное крыло. В мире примеры использования композитов можно сосчитать на пальцах. Первый пассажирский самолет, который уже летает с композитным крылом, это Боинг-787, хотя и на нем применены промежуточные технологии. Мы используем эту технологию позже, но планируем пойти дальше и создать более прогрессивное крыло.
Только применением инновационных материалов модернизация отечественного авиастроения не ограничивается. Как рассказал журналистам генеральный директор Иркутского авиазавода Александр Вепрев, за последние пять лет авиазавод инвестировал в совершенствование собственного производства 340 млн долларов. Модернизация проводится по нескольким направлениям: штамповочное, механосборочное производство и производство покрытий. В ближайших планах предприятия – организация автоматизированной сборки самолета МС-21. По словам руководителя предприятия, это позволит выпускать 60 самолетов в год.
Кроме того, ИАЗ ставит задачу в ближайшие десять лет сократить затраты на изготовление самолетов на 30–40%. Достичь этого планируется благодаря внедрению так называемых lean-технологий, или технологий бережливого производства.
– Результаты от этой работы уже есть. За первое полугодие за счет снижения трудоемкости и повышения эффективности мы имеем плюсом одну условную машину, – сообщил Александр Вепрев. – То есть экономия за счет этого комплекса мероприятий составила порядка десяти миллионов долларов.