20.09.2010 12:00
Рубрики
Территории
Теги
20.09.2010 12:00

Лебединая песня казачинско-ленских озер

Пока отменяется

28 июля 2010 года агентство лесного хозяйства области официально объявило о проведении аукциона на передачу в аренду для ведения хоздеятельности ряда участков, в том числе в Казачинско-Ленском районе. Обычное извещение, одно из множества – рядовой читатель вряд ли обратит на него внимание. Гром грянул спустя месяц, когда в местной районной газете появилась статья заведующего сектором по экологии администрации Казачинско-Ленского района Ивана Каверзина. Он выяснил, что среди выставленных на торги 57 358 га лесов Казачинско-Ленского района 41 тыс. га – территория заповедных Лебединых озер.

Распущенная на каникулы районная дума собралась на экстренное заседание. Депутат Юрий Кошель поднял вопрос о возможной передаче в аренду сроком на 49 лет реликтового лесного участка с целью «заготовки древесины». После чего в спешном порядке полетели в разные инстанции обращения и петиции, тут же подхваченные СМИ.

Об истории возникновения мини-заказника «Лебединые озера» и о том, почему уже в четвертый (!) раз за последние несколько лет возникает угроза его вырубки, – в сегодняшнем материале «Областной». 

 

Возвращаясь к истории

Автором проекта заказника «Лебединые озера» является академик Международной академии НВШ, профессор, доктор биологических наук Петр Наумов. Петр Петрович, будучи уроженцем села Казачинское, еще в 1968 году зарезервировал территорию Окунайских озер (так в то время называлась эта местность) под будущую особо охраняемую зону.

– Территория равнинной и горной тайги правобережья реки Киренги, в зоне озер Ближнего, Дальнего и Дургани, не только уникальная достопримечательность Прибайкалья, но и удивительный по своей живописности край, – рассказывает Петр Наумов. – Горные вершины Байкальского хребта на фоне изумительно чистого озера Дальнего не уступают по красоте Швейцарским Альпам. Это одно из немногочисленных мест Восточной Сибири, где к началу XX века сохранился соболь, мигрирует северный олень, в большом количестве встречаются лось и изюбр. В обширных поймах озер водятся клоктун, серый журавль, скопа, орлан-белохвост, черный аист – птицы, занесенные в Красную книгу. Согласно существующему законодательству об особо охраняемых территориях, даже десятой части вышеперечисленных редких животных достаточно для придания данной местности статуса особо охраняемой.

Озера уникальны еще и потому, что являются самой южной точкой гнездования лебедей-кликунов:

– Ежегодно здесь собирается до 400 особей, – поясняет ученый. – Бывает, приедешь на озера, а там белым-бело… 20 сентября лебеди слетаются на озера, доращивают птенцов перед перелетом и живут, пока вода не замерзнет. Если мы уничтожим Лебединые озера, мы уничтожим всю популяцию этих редких мигрирующих птиц.

Впервые вопрос о сохранении природных комплексов в районе Окунайских озер в виде краткого обоснования был представлен Петром Наумовым администрации Казачинско-Ленского района в 1972 году. Но тогда одной из первоочередных задач являлось создание госзаказника «Туколонь», и все усилия и средства были сосредоточены в направлении сохранения мест зимовок диких копытных. Вторично уже разработанный проект был представлен районным властям в 1975-м. После чего был утвержден и поставлен в план. Около десяти лет вопрос о создании в этих местах особо охраняемой территории прорабатывался на уровне дискуссий.

Центральные власти обратили внимание на Лебединые озера в середине 80-х годов прошлого столетия. Около двадцати лет велась переписка по определению границ и приданию статуса территории. Наконец, данный проект в 2002 году согласовали со всеми природоохранными органами района и области. В сентябре 2002 года состоялась государственная экологическая экспертиза. Ее итогом стало предложение организовать вместо заказника, увеличив его площадь до 208 тыс. га, природный парк, чтобы на данной территории можно было проводить туристическую деятельность. Рекомендации были восприняты, но юридически ни на федеральном, ни на областном уровне не закреплены. Только районные власти узаконили эту территорию как охраняемую.

 

Лакомый куш

Поскольку долгие годы статус Лебединых озер никак юридически не обозначался, предприимчивые дельцы регулярно предъявляли на них претензии.

– Так, в 1995 году, – рассказывает Петр Наумов, – уже после утверждения проекта биологического заказника «Лебединые озера», бывшим председателем комитета по лесной промышленности и лесному хозяйству администрации Казачинско-Ленского района О.М. Стелькиным без каких-либо согласований в проект были внесены изменения по сокращению охраняемой площади. В результате площадь в 12 955 гектаров была из заказника исключена и передана под вырубку учреждению УК-272/39.9, в том числе были вырублены 274 гектара кедрача.

Аналогичные изменения, по словам Петра Наумова, были проведены и в 2001 году. Из запланированной территории парка – 72 163 га опять было исключено 5313 га. Прежний проект переписан с внесением изменений, но без указания разработчика.

– Такое несогласованное внесение в проект серьезных изменений потребовало дополнительного проведения его проработки и оттягивало организацию природного парка, – поясняет Петр Наумов.

В ноябре 2002 года часть депутатов районной думы и предпринимателей стали вновь ставить вопрос о вырубках лесов на территории запроектированного природного парка. Однако администрации и мэру на заседании думы 11 июня 2003 года удалось отстоять проект и организовать мини-заказник местного значения «Лебединые озера».

– Начиная с 2005 года вновь участились случаи подачи лесозаготовителями заявок на получение на данной территории лесосырьевых баз, – рассказывает заведующий сектором по экологии администрации Казачинско-Ленского района Иван Каверзин. – Лес-то находится рядом с железной дорогой – всего километров сорок, а сейчас его приходится возить за 200–250 километров. Какова экономия! До 2006 года было две попытки организовать вырубки на территории заказника, третья – в 2009 году. Это – четвертая. Раньше, когда действовал старый Лесной кодекс, мы хоть как-то могли «отбивать» эти захваты, поскольку тогда документально оговаривалось, что при выделении лесных баз необходимо получать согласование с местными органами власти. В новом кодексе никоим образом не прописано согласование с местными властями. Сегодня без разрешения местных органов власти происходит продажа любых лесных участков. Средств для охраны заказника у района нет. У нас на 76% бюджет дотационный. Мы подсчитали, что для организации охраны территории Лебединых озер нужно порядка 500 тысяч рублей в год – для строительства кордонов и содержания егерей. Мы неоднократно выходили с этими предложениями в область, но пока никакой поддержки оказано не было.

 

Возможный апокалипсис

Промышленная рубка лесов возле Лебединых озер, по мнению Петра Наумова, приведет к необратимым экологическим процессам. А именно – к нарушению гидрологического режима, что повлечет за собой подтопление населенных пунктов, расположенных ниже по течению реки Окунайки.

– Самое страшно, что если вырубить междуречье, затопит поселки – предрекает академик. – На Байкальском хребте зимой выпадает снега до 3–5 метров. Возле озер карстовые воронки, а лес служит своеобразным буфером, не давая воде быстро формироваться. Несмотря на все мои заслуги и звания, пробивать этот вопрос очень сложно. Все соглашаются, кивают головой, но ничего не делают. Есть люди, которые заинтересованы в лоббировании вопроса вырубки. Это деятели, у которых вместо глаз медяки. Они рассуждают так – «все равно этот лес или сгорит, или пропадет». Ну что ж, как сказал Лопе де Вега, «Каждый стоит ровно столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет!»