20.09.2010 12:00
Рубрики
Культура
Теги
20.09.2010 12:00

«Калашников» из Африки

В фильме Сергея Ястржембского

Фильм «Калашников» из каменного века» был представлен иркутским зрителям на IX Байкальском международном кинофестивале документальных, научно-популярных и учебных фильмов «Человек и природа». Презентовать фильм в столицу Восточной Сибири прибыли члены съемочной группы во главе с режиссером Сергеем Ястржембским. Затем специально для журналистов в кинозале клуба «Звездный» был организован показ еще одного фильма – «Люди величиной с кулак». Режиссер и автор сценария Сергей Ястржембский ответил на вопросы зрителей и рассказал нашей газете о своем новом амплуа.

Сергей Ястржембский больше известен представителям масс-медиа как пресс-секретарь Бориса Ельцина и помощник Владимира Путина. Выпускник МГИМО, дипломат, особа, приближенная к первым людям России, сегодня он полностью посвятил свое время проектам собственной кинокомпании «Ястреб-фильм». На вопрос, не скучает ли по государственной службе, отвечает:

– Нет. Тридцать лет этому отдано. Достаточно.

Но, опять же, по собственному признанию, кино про Африку снимает из-за хронического недостатка адреналина, которого было в избытке во времена работы с Борисом Ельциным.

– Извините, если мы кого-то заставили отвернуться от экрана, – комментируя содержание фильмов, сказал Ястржембский. – Но все, что вы видели, это именно та жизнь, которой живут люди в Африке. Замысел проекта достаточно простой, я много лет бываю на этом континенте и в прошлом контактировал с различными племенами, в частности охотился с пигмеями и бушменами, видел их обряды и традиции, восхищался их мастерством общения с дикой природой. Так возникла идея запечатлеть уникальные обычаи, которые, скорее всего, бесследно исчезнут уже через два-три поколения.

Оба фильма, которые увидели иркутяне, созданы в рамках проекта «Вне времени» и посвящены исчезающим племенам Африки. «Люди величиной с кулак» – про пигмеев Камеруна, «Калашников» из каменного века» – про эфиопских сурма.

В представленных фильмах действительно достаточно кровавых сцен: зрители смогли увидеть, как создаются шрамовые татуировки, как женщины сурма традиционно разрезают нижнюю губу, чтобы потом вставить туда глиняный диск до 16 сантиметров в диаметре – обязательный атрибут красоты племени, подробно представлены сцены кровавого ритуального боя на палках бонго, победители которого становятся героями племени и могут получить в жены самую красивую девушку деревни, показана сцена охоты пигмеев на слона и разделка убитого животного и еще много чего неприемлемого для человека западной цивилизации.

– Мы не хотели вносить какую-либо цензуру в жизнь этих людей. Они предстают на экране такими, каковы они в своей естественной среде.

– Кстати, эти бои на палках, которые являются чуть ли не главным событием в жизни племени, запрещены эфиопским парламентом, то есть они сегодня уже не имеют права на существование, но проблема в том, что племя сурма не знает, что они запрещены, – пояснил автор.

Чего нельзя сказать об автоматах Калашникова, которые постоянно носят на плече все половозрелые мужчины племени сурма. Они попадают в Эфиопию из соседнего Судана, где идет гражданская война. С помощью оружия сурма не только обороняются от врагов, но и охотятся на диких животных.

– Один из героев фильма рассказывал, как он занимается браконьерством, – отметил Сергей Ястржембский. – Эта проблема повсеместно распространена в Африке, но таким способом племена пополняют свой скудный рацион. Наличие автоматов на плече, та легкость, с которой они из мирного состояния переходят в конфликтное, – это и есть тот самый адреналин. Группу нужно было защищать, и у нас были охранники из племени. Но что такое два человека с автоматами против целой деревни? К счастью, все обошлось.

Автор рассказал, что войти в контакт с членами племени бывает непросто, и даже если договоренность о съемках достигнута со старейшинами, герои фильма часто требуют от авторов дополнительного вознаграждения.

– В контакт со всеми нашими героями мы входим очень долго, процесс подготовки к экспедиции занимает от года до полутора лет, – рассказал Сергей Ястржембский. – Наши разведчики встречаются со старейшинами, оговаривают условия съемки, ее стоимость. Как правило, мы должны что-то привезти, далеко не всегда это деньги. Зачастую это продукты или предметы быта. Племена все разные, есть более расположенные к общению, более мягкие. Например, пигмеи – доброжелательный народ, а сурма относятся к чужестранцам с большим недоверием, но прагматизм берет верх, ведь с нашей помощью они могут пополнить свой скудный бюджет. Кстати, все герои фильма соглашались показывать привычные для них ритуалы только за отдельное вознаграждение.

Особенно шокирует в фильме обряд шрамирования и разрезания нижней губы. По словам Сергея Ястржембского, чем больше диск у девушки в нижней губе, тем большее количество коров – выкуп за невесту – получит семья:

– Раньше девушки не имели права показываться без диска перед чужаками. Сейчас произошло размывание канонов, и при нас они его снимали, ведь с ним невозможно ни есть, ни пить. И даже появились девушки, которые оказываются проходить через этот обряд. Ведь члены племени перемещаются, видят туристов, которые выглядят иначе, кроме того, местная власть, которая там, конечно, символически присутствует, тоже пытается вести работу по смягчению нравов. Я думаю, что этот страшный обычай скоро отомрет.

По мнению Сергея Ястржембского, у архаичных племен Африки нет шанса адаптироваться к современной действительности:

– Все эти племена, проходя процесс потери идентичности, теряют себя. Им крайне сложно адаптироваться к внешнему миру, ведь у них нет знаний о нем. Школа в племени – это нечто символическое, сурма или пигмеи не знают даже государственного языка. Конечно, попасть в современный город – это гигантское событие, но что там делать? Они спиваются, употребляют наркотики, заражаются ВИЧ. В лучшем случае они работают в туристических компаниях.

За два года существования проекта «Вне времени» были сняты десять фильмов. Еще две ленты находятся в производстве. По словам Сергея Ястржембского, проект полностью закуплен телеканалом «Россия» и с января его можно будет увидеть на экранах. Кроме того, он уже с успехом прошел на телевидении Словакии.

– Мы продолжаем его и надеемся, что удастся сделать фильмы в других странах, – рассказал Сергей Ястржембский. – Все это пойдет с января. Открою небольшой секрет, мне предложено возродить программу «Клуб кинопутешественников», немного под другим соусом. Возможно, скоро мы будем снимать уходящие этносы России, в том числе съемки пройдут и в Иркутской области.

Об Иркутске Сергей Ястржембский отозвался как о чудесном городе, одном из немногих в России, где сохранились романтизм, респектабельность и изящество прошлых веков. Особенно это касается деревянных домов и старых каменных строений.

Кстати, хоть фильм «Калашников» из каменного века» призов основного жюри на фестивале не получил, но был отмечен дипломом министерства культуры и архивов Иркутской области и завоевал специальный приз мэра города Иркутска как лучший режиссерский дебют.