20.09.2010 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
20.09.2010 12:00

закон и порядок

Строители Сибири хотят работать на прозрачном рынке

Последние два года строительный комплекс России претерпел значительные изменения. Кризис снизил объемы заказов и убрал с рынка многих слабых игроков. Кроме того, в стране было отменено лицензирование строительной деятельности – ему на смену пришло саморегулирование в отрасли. Первые итоги работы в новых условиях ведущие застройщики и эксперты отрасли из всех регионов Сибирского федерального округа подвели на IV съезде строителей Сибири, который прошел в Иркутске на прошлой неделе.

В съезде строителей Сибири приняли участие более двухсот представителей крупнейших строительных компаний всех 12 регионов. Как отметил на открытии встречи заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Хиценко, задача съезда заключается не просто в подведении итогов отрасли за год. На обсуждение выносятся наиболее актуальные и сложные вопросы работы строительного комплекса.

 

Жилья стало меньше

Последствия экономического кризиса все еще видны, говорит исполнительный директор Союза строителей Сибири Виктор Брацун. Семь из 12 субъектов Сибирского федерального округа в этом году уменьшили показатели по вводу жилья даже по сравнению с 2009 годом, который и так был одним из самых сложных для строителей.

И хотя во многих регионах бизнес начал вновь развиваться и восстанавливать мощности, до докризисных объемов еще далеко, уверен президент Союза строителей Сибири Михаил Фокин. Так, в 2008 году в Сибири возводилось 0,36 кв. м жилья на человека, а сегодня – 0,31.

Строительный комплекс во многом зависит от государственной политики в этой сфере, подчеркивают руководители компаний. Известная проблема – застройщикам сложно взять кредит на завершение строительства, учитывая жесткие требования банков к залогу. Но некоторые регионы проявили инициативу и выделили гарантии для компаний на достройку жилья, которое находится в высокой стадии готовности. А некоторые власти – только продекларировали, но никаких гарантий строители не получили, подчеркнул Михаил Фокин.  

При снижении инвестиционной активности и приостановке многих коммерческих проектов большой подмогой для комплекса было строительство по госзаказу. Но и здесь немало проблем. Итоги конкурсов и аукционов часто предрешены заранее, вновь говорят строители, а тендеры получают порой или совершенно не известные на рынке компании, или, что еще хуже, халтурщики и непрофессионалы. Даже такое новшество, как электронные торги, призванные полностью устранить субъективный фактор в выборе подрядчика, не исключает возможности предварительного сговора участников об условиях контрактов, рассказывают они. А для заказчика электронные торги вообще оборачиваются покупкой «кота в мешке». 

Делегаты съезда решили обратиться к депутатам Государственной думы РФ с предложением внести в закон о госзаказе требования о проведении предквалификационного отбора участников торгов. Кроме того, по мнению многих строителей, необходимо ввести обоснованную норму, которая бы регулировала снижение цены на аукционах (как известно, в торгах побеждает тот участник, который предложит самую низкую цену за выполнение заказа).

– К примеру, если компания находит возможным снизить стоимость контакта на 15% (а это уже может привести к ухудшению качества работ), она должна объяснить, за счет чего она может это сделать, – говорит заместитель директора департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования Национального объединения строителей Алексей Суров.


Контроль пока неидеален

Еще одной темой для обсуждения на съезде стала работа строителей в условиях саморегулирования. Напомним, с прошлого года государство перестало выдавать лицензии строительным компаниям. А с 2010 года главным условием работы для строителей стала принадлежность к саморегулируемым организациям (СРО). Членство в СРО это не просто замена лицензирования, уверены эксперты, главная задача введения института саморегулирования – освобождение рынка от недобросовестных игроков.

– Существовавшее лицензирование не давало никаких гарантий ни строителям, ни потребителям, и не покрывало рисков в этой сфере, – отмечают руководители новых СРО. – Введение саморегулирования создает систему ответственности строителей.

Такая ответственность обеспечивается прежде всего финансово: важным требованием к объединившимся строителям является создание компенсационного фонда. Он гарантирует материальную ответственность компаний за нарушения при проведении строительно-монтажных работ. То есть в случае необходимости деньги из фонда могут быть использованы для возмещения ущерба, нанесенного участниками СРО.

Как говорят в Союзе строителей Сибири, регионы СФО активно включились в процесс создания саморегулируемых организаций. За время, отведенное на реорганизацию отрасли, в Сибири было создано 35 СРО, в том числе 20 из них объединили строителей, еще 13 выдают допуски к работе проектировщикам, две – регулируют работу изыскателей.

Многие строители в один голос говорили о коммерциализации саморегулирования и фиктивных СРО. Есть объединения, которые выдают допуски к строительным работам сомнительным компаниям, дискредитируя этим саму идею саморегулирования, говорит Михаил Фокин. Так, в Новосибирске допуск СРО можно взят напрокат, привел он пример. В другом сибирском регионе зарегистрировано полтора десятка организаций, которые имеют допуск на строительство атомных электростанций, при этом основной деятельностью одной из компаний является реклама, а «параллельно – строительство АЭС». Вести чистку рядов строители могут и сейчас, используя уже имеющиеся механизмы. Как рассказал «Областной» председатель правления СРО НП Строителей Байкальского региона Сергей Брилка, в России уже есть прецеденты, когда саморегулируемым организациям приходилось нести ответственность за деятельность своих членов, но в Иркутской области пока такого не было. Впрочем, СРО уже пришлось применять меры к недобросовестным участникам.  

– Мы обнаружили недостатки в работе двух членов нашей организации и по решению правления приостановили на шесть месяцев действие их свидетельств о допуске. Эти компании сегодня работают только над исправлением ошибок. Если увидим, что они ведут еще какую-то деятельность, то мы их исключим из организации.