20.09.2010 12:00
Рубрики
Власть
Теги
20.09.2010 12:00

С чистого листа

Вопреки прогнозам пессимистов, после завершения VI Байкальского экономического форума политическая жизнь в Иркутской области даже не замедлилась и уж тем более не остановилась. Если не делить события по степени формальной значимости, то картинка получается следующая.

Начало эпохи

9 сентября президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал несколько указов: об освобождении от должности полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина, об отставке губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского и назначении Толоконского представителем президента в СФО. Примечательно, что Квашнин был уволен с занимаемого поста ровно через шесть лет после назначения и стал шестым полномочным представителем (всего их восемь), смещенным за время работы Дмитрия Медведева на посту президента. Хотя президент ни перед кем не должен отчитываться, а уходящего в запас Анатолия Квашнина наградили «на дорожку» орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, нет никаких сомнений в том, что за большие достижения в работе так не награждают. Тем, кто действительно справляется с порученной работой, в России, да и в любой другой стране, стараются дать новое, еще более сложное задание – именно так, как это произошло в начале лета с экс-губернатором Красноярского края Александром Хлопониным. Поставленная перед ним задача вообще может считаться самой сложной во всей постсоветской истории России: экономическими методами добиться мира на Северном Кавказе – за всю историю нашей страны это удалось только на короткий период после Великой Отечественной войны.

Задачи, стоящие перед Виктором Толоконским, едва ли проще. Огромные территории Сибирского федерального округа все еще недостаточно освоены, транспортная и энергетическая инфраструктура не соответствует масштабам, а население постоянно сокращается и по естественным причинам, и по причине пресловутого «западного дрейфа» – миграционного оттока наиболее активных людей в европейскую часть страны. Промышленность макрорегиона явно нуждается и в модернизации, и в диверсификации – а то все чаще звучат тревожные голоса, дескать, останемся, как в XVII веке, с лесом да мехами. При этом в Сибири строится мало жилья, жилищно-коммунальное хозяйство требует постоянного присмотра, а экономическое положение регионов – либо срочного вмешательства федерального центра, либо не менее срочной смены принципов работы региональных руководителей.

Если учитывать все эти обстоятельства, то выбор, сделанный президентом, стоит признать единственно правильным. Виктор Толоконский родился в 1953 году, получил образование по специальности «экономист» и, по стечению обстоятельств, всю жизнь работал в одном городе – Новосибирске. Среди восьми полномочных представителей только Толоконский может похвастать тем, что последовательно прошел все ступеньки по лестнице власти – от заведующего отделом в администрации до мэра города, победил на выборах губернатора, был переназначен, а затем стал представителем президента. Сможет ли он наладить более активную работу с губернаторами – покажет ближайшее время. Несмотря на то, что многие главы регионов уже встретились с Виктором Толоконским 14 сентября, в день официального вступления в должность, руководитель аппарата президента Сергей Нарышкин, представлявший Толоконского, от имени президента дал ему такие поручения, что без личного визита в края и области к ним лучше и не подступаться.

 

Можем жить лучше

В расчете на скорый визит нового главы СФО имеет смысл обозначить те позитивные сдвиги в экономике, которые демонстрирует сегодня область. Вторым по значимости событием минувшей недели стал состоявшийся 15 сентября отчет правительства области перед участниками общественных слушаний по исполнению регионального бюджета в 2009 году и первом полугодии 2010 года. Даже в кризисном 2009-м Иркутская область осталась третьей в СФО по уровню валового регионального продукта и восьмой – по размеру межбюджетных трансфертов. Область начала год с дефицитом, а завершила его с профицитом, не наделала новых долгов и существенно сократила старые. Правда, при этом мы остались на седьмом месте по уровню извлекаемости налогов. Заместитель министра финансов Алексей Зезуля традиционно объясняет это трансфертным ценообразованием и высказывает надежду на принятие федерального закона, который позволит регионам, чья промышленность ориентирована на экспортные товары, принудить крупные корпорации к уплате налогов по месту нахождения предприятий, а не по месту регистрации центрального офиса. Министр финансов РФ Алексей Кудрин во время своего недавнего визита в Иркутскую область с пониманием выслушал и губернатора, и своих региональных коллег, которые единодушно просили о принятии такого закона.

Сегодня значительную долю налогов, которых так не хватает Иркутской области и другим сибирским регионам, получают Москва и Санкт-Петербург. А именно там, кроме финансов, сосредоточены практически все политические рычаги, от движения которых зависит внесение изменений в законодательную базу, в том числе в части изменения порядка уплаты налога. Поэтому регионам – и нашей области в том числе – необходимо, с одной стороны, всемерно стимулировать предприятия, которые уж точно не смогут создать себе офис в офшорной зоне (то есть малый и средний бизнес), с другой же – что-то сделать с иждивенческими настроениями глав муниципальных образований.

Алексей Зезуля в своем выступлении слегка приоткрыл механизм работы над бюджетом. В прошлом году, рассказал замминистра, мэры в очередной раз просили передать им один из собираемых на территориях налогов, доходы от которого поступают в областной бюджет. Правительство было в принципе не против, но в обмен на отказ от межбюджетных трансфертов. Мэры быстро посчитали плюсы и минусы такого развития событий – и единодушно отказались от щедрого предложения: синица в руках из областного бюджета показалась значительно жирнее налогового журавля, которого еще надо собрать буквально «по перышку». При этом, как не без возмущения в голосе рассказал Алексей Зезуля, подавляющее большинство мэров ничего не делает для повышения собираемости налогов и платежей на своих территориях: зачем стараться, если деньги все равно «уйдут в область»? О том, что для получения из областного бюджета средств, их для начала нужно туда собрать, мэры не задумываются – а ведь штрафов за неправильную парковку, собранных в областном центре за один день, какому-нибудь поселку Утай хватит на подготовку к зиме. И порядка, кстати, прибавится.

Вторая важная новость, которую сообщил Алексей Зезуля участникам слушаний, вполне тянет на сенсацию регионального масштаба: Иркутская область полностью рассчиталась с коммерческими банками и теперь должна только государству, у которого занимало средства на длительный срок и под крохотный процент. За счет перекредитования в течение одного только 2009 года на обслуживании долга удалось сэкономить более миллиарда рублей, не менее существенная экономия будет, видимо, и в текущем году.

Итого, если вдуматься, мы имеем удивительную картину: несмотря на кризис, область исполняет бюджет с профицитом, не имеет «плохих» коммерческих долгов, регулярно сокращает государственный долг, не имеет кассовых разрывов – то есть, несмотря на перерывы в работе государственных органов или банков, бюджетники получают свои зарплаты точно в срок. Надо полагать, что при самом тщательном поиске ничего подобного в ближайшем окружении в СФО мы не найдем (дефицит бюджета Красноярского края, например, превышает 24 миллиарда рублей), да и по всей стране таких будет немного – рекорд по размеру госдолга поставила Московская область, которая должна кредиторам более 120 миллиардов.

 

Не будем о грустном…

Хотя на неделе случилось еще много всего интересного и даже значительного (например, съезд строителей Сибирского федерального округа), завершить наш обзор хотелось бы историей, которая может получить развитие по нескольким вариантам. 17 сентября в Иркутске побывал один из лидеров малоизвестной партии «Правое дело» Андрей Дунаев. Партия позиционирует себя как правая оппозиция и наследница (не только идейная, но и по прямой организационной линии) Союза правых сил, некогда весьма заметного на политическом небосклоне Иркутской области. Но при этом господин Дунаев откровенно признается, что у партии есть «санкция на регистрацию из самого Кремля» (регистрацией партий вообще-то занимается Министерство юстиции, а оно находится на Житной улице) и что программа партии во многом совпадает с программой «Единой России». Хуже того, «Правое дело» будто бы делит с ЕР и электорат, то есть господин Дунаев покушается – ни много ни мало – отнять у ЕР часть голосов на предстоящих выборах в Государственную думу и получить аж 15% голосов всех граждан России.

Это, заметим, говорит член партии, у которой нет работающего отделения не только в Иркутской области, но и в большинстве регионов России; партии, которая никогда не участвовала в муниципальных и региональных выборах; партии, у которой нет своего запоминающегося лица. Впрочем, с лицом проблема решаемая: федеральные руководители «Правого дела» приняли решение рекомендовать местному отделению избрать своим председателем директора управляющей компании «Приморская» Юлию Лоскутову. Об этом человеке сам господин Дунаев знает три вещи: год назад она была членом ЕР, она создала успешную управляющую компанию, и время от времени против нее пытаются завести уголовное дело. Увы, чтобы из своего нынешнего плачевного положения «Правое дело» спустя год смогло составить достойную конкуренцию не то что ЕР, но и всем остальным парламентским партиям, должно случиться чудо.

А чудес, как известно, не бывает. Самый надежный способ добиться успеха – в любой сфере деятельности – ежедневная работа.