22.09.2010 12:00
Рубрики
Культура
Теги
22.09.2010 12:00

Спектакль в эстетике Шагала

«Скрипач на крыше» открыл сезон в музыкальном театре

Мюзиклом о судьбе еврейского народа открылся вчера 70-й юбилейный сезон Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского. Известную пьесу Джозефа Стейна «Скрипач на крыше» по мотивам повести писателя Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» на музыку Джерри Бока поставил режиссер из Санкт-Петербурга, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Подгородинский. Он уже знаком иркутским зрителям по спектаклю «Прелести измены». Дирижером-постановщиком спектакля выступил Евгений Зеленцов.

Пространство спектакля, созданное художником Степаном Зограбяном из Ростова-на-Дону, как и название, решено в духе картин еще одного гениального еврейского художника Марка Шагала. Над сценой огромные часы с кукушкой – знаменитые шагаловские ходики, а в одной из сцен сверху возникают вырезанные из бумаги изображения животных из его картин. Кроме того, во втором акте появляются вырезанные в картонных облаках птицы, да и сама цветовая гамма и даже пластика постановки выдержана в духе его картин.

– Знаете, чем был интересен Шагал в Париже? Тем, что он туда привез свой Витебск, свою еврейскую жизнь, – пояснил Владимир Подгородинский. – Кроме того, он великий художник, поэтому мы выбрали его эстетической основой нашего спектакля. И это не только сценография, но и его мизансцены, повороты головы, все это тоже вплетено в хореографию балетмейстера Сергея Грицая.

Своим миром живут и евреи села Антоновка, одного из многих местечек, где им разрешено жить. Работают, ссорятся и мирятся, выдают детей замуж и приводят свое хозяйство в порядок после плановых погромов.    

– Это спектакль о судьбе еврейского народа, – рассказал режиссер Владимир Подгородинский. – Я одессит и очень хорошо знаю евреев. Одесса очень много потеряла оттого, что евреи уехали, ведь это трудолюбивый, продуктивный, семейный и очень честный народ. Я с огромным уважением отношусь к этой нации и поэтому хотел бы поднять в спектакле серьезные философские вопросы о судьбе целой нации.

И это удалось режиссеру во многом благодаря тому, что роль Тевье-молочника исполнил народный артист РФ Владимир Яковлев, актер музыкального театра, которому доступна и драматическая глубина этой сложной роли. Его герой не обычный работяга, его тонкая душа философа все время стремится к чему-то высокому, недаром герой постоянно разговаривает с Богом. При этом он наделен очень острым чувством юмора, свойственном его народу в целом. А его беседы со Всевышним изобилуют различными афоризмами. Например, горькую улыбку вызывает сказанное после погрома: «Понимаю, что мы, евреи, народ избранный, но не мог бы ты хоть изредка избирать кого-нибудь другого». Поэтому перед актером стояла задача не просто исполнить роль, но, по сути, сыграть судьбу целого народа. Недаром в Иркутском драматическом театре роль Тевье-молочника в «Поминальной молитве» по пьесе Григория Горина играл народный артист РФ Виталий Венгер. Владимир Яковлев признался, что это самая сложная роль в его жизни, хоть он уже играл в этом спектакле 17 лет назад портного Мотла – будущего зятя Тевье-молочника.

– Сыграть оптимизм и даже юмор при той горечи, которая есть в судьбе этого народа, крайне сложно, – признался артист. – Многое сейчас просто трудно понять. Например, когда мы готовились к постановке, я задавал вопрос: а для чего существовали эти погромы? И никто не мог мне ответить. Просто была такая разнарядка, а ведь на сцене нужно как-то оправдать, показать нелепость отношения властей к этому народу. Если честно, мне Горинская пьеса нравится больше, но этот вариант, наверное, даже глубже. И это первый спектакль в моей жизни, где текст нельзя говорить своими словами, потому что написано настолько певуче и точно, что заменить одно слово на другое невозможно.

Совершенно иное символическое значение в спектакле приобретает роль скрипача, но не дядьки с расплывчатым лицом, как у Марка Шагала, а красивого и тонкого, то ли мальчика, то ли девочки в красно-синем камзоле, в исполнении солистки балета театра Марии Стрельченко. Его фигура возникает на сцене как раз в те моменты, когда Тевье разговаривает с Богом.

– Мы пересмотрели роль скрипача, – рассказал Владимир Подгородинский. – Он составляет не просто общефилософскую канву спектакля, по сути, это душа самого Тевье, его глубинная часть.

В мюзикле много песен, танцев и красивых зрелищных сцен. Одна только свадьба старшей дочери Тевье Цейтл (Александра Гарщук, Светлана Щерботкина) и Мотла (Герард Шабанов, Арсен Митичашвилли), где все участники одеты в красные костюмы, чего стоит. Кстати, эта постановка при всей своей философской глубине, по сути, о любви, и не только к родине. В центре фабулы спектакля попытка Тевье удачно выдать замуж трех своих дочерей из пяти. Однако браков по расчету не получается. Старшая выходит за нищего портного, вторая – Годл (Елена Барабошкина, Анна Рыбникова) – за революционера Перчика (Сергей Переверзев, Игорь Помазан), а третья – Хава (Евгения Калашникова, Юлия Панченко) – вообще влюбляется в русского парня. Но Тевье относится к этому философски: «любовь – новая мода» – говорит он и убеждает свою жену Голду (заслуженные артистки РФ Наталья Данилина, Елена Бондаренко), что все к лучшему.