22.09.2010 12:00
Рубрики
Закон
Теги
22.09.2010 12:00

Обязан ли дантист соблюдать Женевскую конвенцию

Неправильный ролик на Илимском телевидении

Это, вообще-то, известный футуролог Герхард Кохер когда-то пошутил: «Разве мой дантист не обязан соблюдать Женевскую конвенцию о запрещении пыток?» Но сейчас речь не о Женевской конвенции. Рекламный ролик стоматологической клиники «СТоМ» на Илимском региональном телевидении признан ненадлежащим и обложен штрафом в 100 тысяч рублей. Что стало причиной конфликта с законодательством о рекламе?

На первый взгляд, ролик как ролик: обозначена современная клиника, перечислен широкий спектр предоставляемых ею стоматологических услуг, обещаны безболезненные и эффективные манипуляции врачей, назван адрес. Ничего особенного. Кроме небольшого изъяна: в рекламном материале отсутствует предупреждение о том, что требуется консультация специалистов и возможны противопоказания к процедурам. Такое напоминание обязательно при рекламировании любых медицинских услуг или медицинской техники. Такова буква закона «О рекламе»: часть 7 статьи 24. Это и вменили в вину заказчикам ролика и его распространителям специалисты антимонопольного управления.

Во время рассмотрения дела в антимонопольном ведомстве телевизионщики и администраторы клиники пытались обосновать свою позицию, которую они, согласно простой человеческой логике, не считали ошибочной. Ну, в самом деле, о каких противопоказаниях для визита в стоматологический кабинет может идти речь, если заболел зуб? Тут уж, как говорится, при всем богатстве выбора альтернативы не имеется. И для чего отсылать пациента на консультацию к каким-то авторитетным специалистам, если в рекламируемой клинике работают квалифицированные врачи, что подтверждается лицензией? По всем резонам здравого смысла антимонопольщики просто придираются к формальностям, как самые отъявленные бюрократы и буквоеды.

Но совсем иначе выглядит ситуация, если принять логику и дальновидность законодателя. Медицина в нашей стране не так давно встала на коммерческие рельсы. Формируется обширный рынок дорогостоящих врачебных услуг. Рядом с давно проверенными технологиями и хорошо зарекомендовавшими себя клиниками и докторами появляются всевозможные новации, адепты нетрадиционных методов лечения, знахари и целители. Многие из них не скупятся на цветистую, умело построенную рекламу. В этой ситуации важно уберечь граждан от их же собственной поспешной доверчивости к «последним достижениям науки», «чудесам нанотехнологий» и «панацеям», а порой – и от активности откровенных шарлатанов. Поэтому, не имея возможности предвидеть все многообразие комбинаций на рынке здравоохранения, законодатель правомерно утверждает единое унифицированное правило для всех участников этой сферы деятельности. Рекламируя медицинские услуги, медицинскую технику или методики лечения любой специализации, необходимо оговаривать наличие противопоказаний и нужду в совете специалистов. И в данном случае не важно, идет ли речь о прославленных клиниках Склифосовского, Боткина, Федорова или о талантах травницы бабы Мани. Закон для всех один. И соблюдать его надо буквально, каким бы махровым формализмом это ни казалось.